Контекст 5: Индустриальная метрополия и рождение либеральной модели гражданского образования.Начало XIX века стало для всего Запада точкой невозврата. Большинство привычных для него общественных и материальных состояний неуклонно уходили в прошлое.
Культурная история гражданского образования на протяжении двух с половиной тысяч лет удивительным образом сочетает в себе медленное и поэтапное развитие просветительских практик с весьма неожиданными и подчас эмоциональными всплесками в виде радикальных и шумных экспериментов.
Этот очерк не столько о свободе и ее принципах и тем более не о ее сторонниках и противниках. Он скорее о том, каким образом и почему вдруг вокруг современного дискурса свободы родились весьма непохожие друг на друга концепции гражданского образования.
Нет связи в современном обществе более тесной и естественной, как, впрочем, и предельно запутанной, чем связь между гражданской нацией и гражданским образованием.
С недавних пор они не дружат. Впрочем, я не уверен, дружили ли они вообще когда-либо в мировой истории сколько-нибудь длительное время. Патриотизм всегда воспринимался любым государством, особенно национальным государством в Новое время, как его важнейшая идеологическая ценность и неотъемлемый компонент общественного сознания.