Общая тетрадь

вестник школы гражданского просвещения

 
 

Оглавление:

К читателю

Семинар

Тема номера

XXI век: вызовы и угрозы

Дух законов

Наш анонс

Дискуссия

Свобода и культура

Личный опыт

Идеи и понятия

Горизонты понимания

Nota bene

№ 33 (2) 2005

К читателю

Ю.П. Сенокосов, главный редактор журнала «Общая тетрадь»

Cлов о «государство» - мировоззрен­ческое понятие. В современном русском языке оно имеет поменьшей мере три значе­ния, на основе которых созида­лись российская, а затем советская государственность и культура. Первое значение свя­зано этимологически с религиозным смыслом этого понятия.

Та сила, которую мужики не могли осознать и назвать словом, называлась - ГОСУДАРСТВО»*. Тоесть, Гос­пода дар, дар свыше, когда в результате религиозного обряда «помазания на царство» российский самодер­жец получал верховную власть над своими подданны­ми. А подданные, или мужики, не могли, по словам Шукшина, «осознать И назвать» эту таинственную для них силу, которая формировала российскую импе­рию, просушествовавшую до 1917 года.«Взросла на русской земле некая большая, темная си­ла, - пишет Василий Шукшин в своем известном ро­мане о Степане Разине «Я пришел дать вам волю».­ И это разжигало Степана, томило, приводило в ярость. Короче всего его ярость влагалась в слово - «бояре» ... Он говорил - бояре, и его понимали. Они, собаки, во многом и многом виноваты: стыд потеря­ ли, свирепеют от жадности ... Но не они та сила.

Затем, как известно, вместо традиционного религи­ озного отношения к государству в нашей стране по­ явилось его светское определение, автором которо­го был Ленин. И «государство» уже осознанно было превращено в «машину, чтобы держать в повинове­ нии одному классу прочие подчиненные классы»*.

Причем идеологический образ этой машины вначале большевики, а потом коммунисты стремились навязать всему миру.

Однако еще в начале хх века в России существовало и другое, либе­ ральное представление о государстве, носителями которого были кон­ ституционные демократы, считавшие, что государство - это прежде всего народ, живущий на определенной территории, объединенный той или иной степенью солидарности и обладающий организованной властью. То есть имеющий возможность благодаря демократическим процедурам избирать своих представителей в органы власти и кон­ тролировать их*.

Из трех приведенных значений понятия государства именно послед­ нее позволяет видеть в нем, по выражению философа Владимира Соловьева, «относительное состояние, результат взаимодействия раз­ личных социальных сил и элементов»*. Или, другими словами, от­ крывает перспективу современного развития в стране правового госу­ дарства и гражданского общества.

Возродить традицию понимания государства именно как гражданской нации, разумеется, не просто, но к этому надо стремиться. То есть яс­но понимать и считаться с тем, что современная власть находится по­ всюду, как полагал Мишель Фуко, французский философ. И не потому, что она все охватывает, а потому, что она идет отовсюду.

Только такое понимание государства способно изменить наше отно­ шение к прошлому, не порывая связей с традицией. А именно, ощущая свою причастность к великой стране и отдавая ясный отчет в том, что у нас достаточно оснований для гордости - своей историей, своей культурой, своими согражданами. 

Россия - наша страна и наша ответственность.