Общая тетрадь

вестник школы гражданского просвещения

 
 

Оглавление:

К читателю

Семинар

Тема номера

Кризис

Историческая политика

Дискуссия

Ценности и интересы

Точка зрения

Жизнь в профессии

Идеи и понятия

Наш анонс

Nota bene

№ 1 (51) 2010

К читателю

Юрий Сенокосов, главный редактор журнала «Общая тетрадь»

Демократия и права человека не воспринимаются сегодня в России как нечто однозначное и желаемое, как это было в конце 1980х годов. «Может быть, демократия и хороша, но для нас она не подходит»; «меня больше это не интересует, я просто хочу жить», — такие фразы можно услышать часто. От пережитых социальных испытаний люди устали, и политика, как правило, их не интересует. Снижение зависимости федерального центра от региональных элит в результате проведения избирательной и партийной реформы, маргинализация независимой прессы, уничтожение городских площадей и замена их торговыми центрами фактически убили память о публичном пространстве и даже потребность в нем. Но определенный исторический опыт, которого не хватало в начале перестройки, за прошедшие годы тем не менее появился. Как и понимание того, что общество как таковое и гражданское общество — не одно и то же.

Теперь мы уже знаем, что государство и рынок вырастают из контактов, диалога, переговоров, дискуссий, транспарентности, солидарности, а законодательство лишь оформляет все это в нечто единое. И, следовательно, как граждане мы должны быть заинтересованы в создании нормальной правовой системы. Как знаем и то, что хотя государство само по себе хрупкое строение, но устанавливаемый им порядок необходим обществу даже в промышленно развитых странах, с их разветвленной властной системой и низким порогом терпимости к беспорядку. Поскольку слабый порядок чреват хаосом, однако неоправданно сильный ведет к отмиранию общества, как это произошло в нашей стране при коммунистическом режиме.

Встает тем не менее вопрос, почему в государстве, которое было создано когдато для упорядочения социального хаоса, со временем возникает потребность именно в гражданском обществе?

Судя по энциклопедическим справочникам и словарям, термин «гражданское общество», суть которого можно выразить лаконичной максимой «подданные демократии не нужны», появился в XVIII веке и после Французской революции 1789 г. стал общепринятым. В европейских странах сегодня нет единого мнения о том, какими качествами должны обладать граждане в правовом демократическом государстве. По этому поводу существуют две точки зрения. Сторонники первой считают, что в условиях представительной демократии от граждан требуется лишь участие в выборах и избрание профессиональных политических лидеров. И этим участие граждан в политике фактически ограничивается. Управлять жизнью общества, с их точки зрения, должны выбранные политики.

Но существует и другой взгляд на проблему, согласно которому гражданам следует непосредственно участвовать в жизни общества и формировании демократической воли. То есть быть активными, информированными участниками политического процесса и действовать в качестве не только членов партий, но и в рамках гражданских инициатив, лично содействуя решению общественных задач, например, в собственном городе. Однако воплотить в жизнь названные подходы, как показывает опыт, в любом случае непросто, поскольку многое зависит от уровня политической и гражданской культуры.

Сторонники первого подхода полагают, что поскольку государство представляет собой самостоятельно действующую властную структуру, лидеры которой избираются гражданами, вмешательство последних в вопросы общественной значимости не обязательно. Тогда как сторонники второго считают, что в правовом государстве и граждане несут за него ответственность и поэтому вправе контролировать бюрократическую власть через демократически избранные институты.

Обществам западных стран пришлось пройти долгий путь, прежде чем они стали гражданским обществом, в котором люди дорожат демократией, права человека рассматриваются как идеал и равенство перед законом является обязательным для всех. То есть, иными словами, когда власть народа осуществляется с учетом прав и свобод личности, а для их обеспечения — и люди уверены в этом — необходимы верховенство права и равновесие различных ветвей власти.

У нашего общества пока отсутствует представление о себе как о гражданском обществе, так как нет ясного понимания, что суть политической системы не может сводиться лишь к провозглашению формальных законов. В таком случае господство юридического и политического волюнтаризма неизбежно.

Политическая система складывается из конкретных отношений между людьми на основе гражданского и иного права. И как свидетельствует исторический опыт, гражданское общество становится жизнеспособным, когда граждане не только сознают свою ответственность за страну, но одновременно отстаивают свои права и тем самым реально участвуют в развитии современного общества.