Общая тетрадь

вестник школы гражданского просвещения

 
 

Оглавление:

Семинар

Тема номера

ХХI век: вызовы и угрозы

Концепция

Дискуссия

Наш анонс

Свобода и культура

Новые практики и институты

Личный опыт

Идеи и понятия

Горизонты понимания

Nota bene

№ 30 (3) 2004

Гражданское образование и перспективы его развития

Александр Сунгуров, президент Санкт<Петербургского центра «Стратегия»

Что такое гражданское образование? Определение, которое мне нравится, со­держится в проекте закона Красноярского края о гражданском образовании. Там сказано, что гражданское образование — это общественно-государствен­ные, социально ориентированные системы непрерывного обучения и воспитания, направленные на формирование гражданской компетентности, демок­ратической культуры, удовлетворение потребности в социализации в интере­сах личности, гражданского общества и правового государства. Главная цель гражданского образования — сформировать гражданские качества на основе знаний, умений и ценностей, которые помогали бы личности разрешать возникающие проблемы, адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и политическим условиям.

Проблема сегодня в том, что люди социально не адаптированы. Ситуация из­менилась настолько быстро, что люди не успели приспособиться. Необходимо определенное замедление событий, как это происходило во всех революциях. Но главное, чтобы процесс не остановился. Поэтому необходима и обратная тенденция, чтобы было кому представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей.

В систему гражданского образования входят такие направления, как обучение правам человека, воспитание толерантности, развитие межсекторного соци­ального партнерства, менеджмент самоуправляющихся ассоциаций граждан. Важнейшая форма гражданского образования — непосредственное участие лю­дей в работе неправительственных организаций. Если мы хотим чему-то нау­чить власть, то должны работать не хуже, чем она. Скажем, по части овладения современными технологиями коммуникации, включая Интернет, «третий сек­тор» давно опередил власть. Во многих случаях депутаты и сотрудники админи­страций, чтобы получить свежую информацию, пользуются услугами неправи­тельственных организаций.

Уважение к правам человека является центральным понятием во всех разно­видностях гражданского образования. Например, в странах Восточной Евро­пы для сотрудников полиции проводились массовые занятия по правам челове­ка, причем это были не просто лекции, а интерактивное обучение. И это дало свои результаты. Уверяю вас, далеко не все сотрудники нашей милиции садис­ты. Многие из них нарушают права человека просто потому, что для них это нормально, они всегда так работали и по-другому не умеют. Никто им не гово­рит про нарушение прав человека! У нас этим никто не занимается.

Государственных и муниципальных служащих надо учить тому, что такое пуб­личная администрация. Академии госслужбы — бывшие высшие партшколы — этим тоже не занимаются. Сотрудников аппаратов уполномоченных по правам человека учат наши неправительственные организации.

Активисты некоммерческих организаций. Тут — без комментариев. Это наибо­лее развитая система.

Заключенные — группа риска. Сейчас их около миллиона. Люди выходят на свободу и не знают, что с ней делать. Сталинская «большая зона» повлияла на сознание всего нашего общества, значит надо работать и в этой области, если мы хотим изменить сознание людей.

Пенсионеры. Здесь пересекаются система гражданского образования и систе­ма непрерывного образования взрослых. На Западе считается, что пока чело­век учится, он живет. Поэтому пределы жизни раздвигаются существенно. Иногда мы удивляемся, что у нас голосуют так, как голосуют. А кто голосует? Прежде всего, люди преклонного возраста, наиболее дисциплинированные. Ведь с ними никто не работает, и они со своим советским менталитетом оказы­ваются предметом манипуляции тех, кому по привычке доверяют.

В России сегодня существует несколько групп организаций, которые работа­ют в сфере гражданского образования. Разные центры и ассоциации. Фокус­ная группа — школьники и педагоги. Центры прав человека (такие как Хельси­нкская группа) работают с НКО и с силовыми структурами. Школа управле­ния НКО имеет курсы для некоммерческих организаций, проводит темати­ческие семинары. Система непрерывного образования, существующая в некоторых регионах, в том же Красноярске, общество «Знание». Каковы их проблемы?

Главная — разрозненность работы и отсутствие интереса со стороны государ­ства. Не нужны нашему государству граждане, ему нужны подданные. Но у гражданского образования, включая сферу правового просвещения, есть хо­роший союзник: уполномоченные по правам человека в субъектах федерации (сейчас они существуют уже в 27 регионах).

Когда председателем думского комитета по науке и образованию был А.В. Шиш­лов, человек достаточно либеральных воззрений, им был создан Обществен­ный экспертный совет по гражданскому образованию и образованию в облас­ти прав человека. Основная его цель — консолидация усилий образователь­ных и научных государственных и неправительственных организаций для развития в России системы гражданского образования; анализ и систематиза­ция имеющихся проектов; разработка федеральной целевой программы, под­готовка федерального закона и рекомендаций для Министерства образования и других структур исполнительной власти; развитие исследований в области гражданского образования и прав человека. Форма — проведение публичных заседаний, деятельность профильных рабочих групп. Были созданы рабочие группы по подготовке федеральной целевой программы и по преподаванию прав человека.

В 2003 году названный совет стал площадкой для встреч специалистов в облас­ти гражданского образования. Наряду с членами экспертного совета в нем участвуют около шестидесяти представителей самых разных структур из раз­ных регионов. В настоящее время мы пришли к выводу о необходимости соз­дания Общественного совета, независимого от Думы. Что это может быть? Открытая площадка, она же форум и коммуникационная общественно-экспе­ртная сеть с креативной функцией. Уже прошло учредительное заседание это­го совета, и на нем был принят Меморандум.

В Совете Европы принята такая формулировка: обучение демократической гражданственности на основе приоритета прав человека. Мне очень нравит­ся эта фраза.