Оглавление:
Семинар
-
«Третий сектор»
-
Гражданское образование и перспективы его развития
-
Состояние и перспективы гражданского общества
-
Публичная политика и гражданское общество
-
О философии гражданского образования
-
*
Тема номера
-
Реформа федеративных отношений и местное самоуправление
-
Бизнес и политика
-
Военные организации России и проблема их трансформации
-
Как работает британское правительство
ХХI век: вызовы и угрозы
Концепция
Дискуссия
Наш анонс
-
Блэр Рубл. Стратегия большого города. Перевод с английского: Марк Дадян.
-
Андрей Никитин. Пермь — родина российского либерализма.
Свобода и культура
Новые практики и институты
Личный опыт
Идеи и понятия
Горизонты понимания
Nota bene
№ 30 (3) 2004
Гражданское образование и перспективы его развития
Что такое гражданское образование? Определение, которое мне нравится, содержится в проекте закона Красноярского края о гражданском образовании. Там сказано, что гражданское образование — это общественно-государственные, социально ориентированные системы непрерывного обучения и воспитания, направленные на формирование гражданской компетентности, демократической культуры, удовлетворение потребности в социализации в интересах личности, гражданского общества и правового государства. Главная цель гражданского образования — сформировать гражданские качества на основе знаний, умений и ценностей, которые помогали бы личности разрешать возникающие проблемы, адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и политическим условиям.
Проблема сегодня в том, что люди социально не адаптированы. Ситуация изменилась настолько быстро, что люди не успели приспособиться. Необходимо определенное замедление событий, как это происходило во всех революциях. Но главное, чтобы процесс не остановился. Поэтому необходима и обратная тенденция, чтобы было кому представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей.
В систему гражданского образования входят такие направления, как обучение правам человека, воспитание толерантности, развитие межсекторного социального партнерства, менеджмент самоуправляющихся ассоциаций граждан. Важнейшая форма гражданского образования — непосредственное участие людей в работе неправительственных организаций. Если мы хотим чему-то научить власть, то должны работать не хуже, чем она. Скажем, по части овладения современными технологиями коммуникации, включая Интернет, «третий сектор» давно опередил власть. Во многих случаях депутаты и сотрудники администраций, чтобы получить свежую информацию, пользуются услугами неправительственных организаций.
Уважение к правам человека является центральным понятием во всех разновидностях гражданского образования. Например, в странах Восточной Европы для сотрудников полиции проводились массовые занятия по правам человека, причем это были не просто лекции, а интерактивное обучение. И это дало свои результаты. Уверяю вас, далеко не все сотрудники нашей милиции садисты. Многие из них нарушают права человека просто потому, что для них это нормально, они всегда так работали и по-другому не умеют. Никто им не говорит про нарушение прав человека! У нас этим никто не занимается.
Государственных и муниципальных служащих надо учить тому, что такое публичная администрация. Академии госслужбы — бывшие высшие партшколы — этим тоже не занимаются. Сотрудников аппаратов уполномоченных по правам человека учат наши неправительственные организации.
Активисты некоммерческих организаций. Тут — без комментариев. Это наиболее развитая система.
Заключенные — группа риска. Сейчас их около миллиона. Люди выходят на свободу и не знают, что с ней делать. Сталинская «большая зона» повлияла на сознание всего нашего общества, значит надо работать и в этой области, если мы хотим изменить сознание людей.
Пенсионеры. Здесь пересекаются система гражданского образования и система непрерывного образования взрослых. На Западе считается, что пока человек учится, он живет. Поэтому пределы жизни раздвигаются существенно. Иногда мы удивляемся, что у нас голосуют так, как голосуют. А кто голосует? Прежде всего, люди преклонного возраста, наиболее дисциплинированные. Ведь с ними никто не работает, и они со своим советским менталитетом оказываются предметом манипуляции тех, кому по привычке доверяют.
В России сегодня существует несколько групп организаций, которые работают в сфере гражданского образования. Разные центры и ассоциации. Фокусная группа — школьники и педагоги. Центры прав человека (такие как Хельсинкская группа) работают с НКО и с силовыми структурами. Школа управления НКО имеет курсы для некоммерческих организаций, проводит тематические семинары. Система непрерывного образования, существующая в некоторых регионах, в том же Красноярске, общество «Знание». Каковы их проблемы?
Главная — разрозненность работы и отсутствие интереса со стороны государства. Не нужны нашему государству граждане, ему нужны подданные. Но у гражданского образования, включая сферу правового просвещения, есть хороший союзник: уполномоченные по правам человека в субъектах федерации (сейчас они существуют уже в 27 регионах).
Когда председателем думского комитета по науке и образованию был А.В. Шишлов, человек достаточно либеральных воззрений, им был создан Общественный экспертный совет по гражданскому образованию и образованию в области прав человека. Основная его цель — консолидация усилий образовательных и научных государственных и неправительственных организаций для развития в России системы гражданского образования; анализ и систематизация имеющихся проектов; разработка федеральной целевой программы, подготовка федерального закона и рекомендаций для Министерства образования и других структур исполнительной власти; развитие исследований в области гражданского образования и прав человека. Форма — проведение публичных заседаний, деятельность профильных рабочих групп. Были созданы рабочие группы по подготовке федеральной целевой программы и по преподаванию прав человека.
В 2003 году названный совет стал площадкой для встреч специалистов в области гражданского образования. Наряду с членами экспертного совета в нем участвуют около шестидесяти представителей самых разных структур из разных регионов. В настоящее время мы пришли к выводу о необходимости создания Общественного совета, независимого от Думы. Что это может быть? Открытая площадка, она же форум и коммуникационная общественно-экспертная сеть с креативной функцией. Уже прошло учредительное заседание этого совета, и на нем был принят Меморандум.
В Совете Европы принята такая формулировка: обучение демократической гражданственности на основе приоритета прав человека. Мне очень нравится эта фраза.