Общая тетрадь

вестник школы гражданского просвещения

 
 

Оглавление:

К читателю

Семинар

Тема номера

Вызовы и угрозы

Кризис

История и современность

Точка зрения

Гражданское общество

Региональный семинар

Город и горожане

Региональная и муниципальная жизнь

Зарубежный опыт

Горизонты понимания

Наш анонс

Nota bene

№ 1 (61) 2013

№ 3-4 (53) 2010

Местные сообщества и власть: опыт Франции


2425 сентября этого года по инициативе Московской школы политических исследований в г. Кирове состоялся российско-французский семинар «Города и местные сообщества: низовая демократия и гражданская жизнь».

Ниже публикуются выступления и доклады участников семинара.

 

Елена Немировская, основатель Московской школы политических исследований.

Прежде всего хочу искренне поблагодарить администрацию Кировской области и губернатора Никиту Юрьевича Белых за помощь в организации семинара и оказанное нам гостеприимство; знаю, что здесь разделяют девиз Школы: «Гражданскому обществу — гражданское просвещение!». Наша миссия — развитие в России гражданской ответственной жизни, без которой, я уверена, не может существовать современное правовое государство и его институты.

Хочу поблагодарить также французское посольство и французское министерство иностранных дел, которые активно поддержали нашу идею о проведении семинара. На мой взгляд, это одно из значимых мероприятий в рамках года Россия–Франция.

Вот уже в течение девяти лет Министерство иностранных дел Франции и советники французского посольства уделяют Школе и ее выпускникам огромное внимание. Во Франции проходят семинары, на которых молодые люди из российских регионов знакомятся с работой национальных и муниципальных институтов во французских регионах. Мы знаем, что еще сравнительно недавно Франция была страной с высокой степенью централизации управления, но примерно 30 лет назад, если я ошибаюсь, меня поправят, французским парламентом было принят закон о децентрализации исполнительной власти и предоставлении регионам широких полномочий. И надо сказать, Франция в этом процессе преуспела. Я имею в виду вовлеченность граждан в управление, так называемую демократию участия, которая у нас, к сожалению, практически отсутствует.

Во время семинара мы будем знакомиться с сегодняшней Францией, с ее демократическим устройством, но не будем забывать, что именно Франция явилась инициатором создания Европейского союза, то есть объединения Европы. Это Франция, которая решила децентрализовать себя. И это Франция, которая сегодня обращает особое внимание на проблемы низовой демократии.

Вот несколько тем, которые мы будем обсуждать. Еще раз огромное спасибо всем за участие в семинаре.

 

Никита Белых, губернатор Кировской области.

Дорогие друзья, я рад вновь приветствовать семинар Московской школы политических исследований на нашей земле. Вновь, потому что в прошлом году мы уже проводили совместный семинар. И надеюсь, что это станет хорошей традицией и такие семинары будут проходить регулярно. Это важно прежде всего для самой Кировской области, поскольку независимо от обсуждаемой темы всегда полезно услышать свежее мнение по поводу того, что до этого казалось очевидным. Как говорил Лобачевский: «Математику уже за то любить надо, что она ум в порядок приводит». И семинары Московской школы надо любить не за то, что на них обсуждается, а за то, что любая дискуссия стимулирует поиск новых подходов к пониманию окружающей действительности.

На всех конференциях и семинарах открывающий произносит обычно дежурную фразу о том, что тема очень актуальна, и, как правило, это не связано с тем, что думает спикер по ее поводу. Но мне сейчас говорить легко и приятно, потому что я действительно считаю, что тема, которую мы планируем обсуждать, — вопросы низовой демократии и гражданской жизни — является не просто актуальной, а сверхактуальной для Российской Федерации и для Кировской области в частности.

Перед тем как приехать сюда, я провел небольшой эксперимент. Забил в «Яндексе» словосочетание «низовая демократия», чтобы посмотреть объем ссылок. Нашлось порядка 190 тысяч, и первая ссылка была на сайт политической партии «Союз правых сил», стенограмма круглого стола 2006 года. А потом забил другое словосочетание — «суверенная демократия», и ссылок оказалось в 5 раз больше. Поэтому не надо себя утешать, что 190 тысяч это много. Что здесь, как мне кажется, важно… Эта интернет-арифметика о соотношении мнений и высказываний о демократии, заставляет серьезно задуматься, что без развития низовой демократии, гражданского общества демократия невозможна.

Сейчас в выступлениях наших руководителей и политиков упоминание о модернизации становится общим местом. Но при этом в обществе нет консенсуса относительно того, что такое модернизация. На форумах и конференциях нередко говорят, что это прежде всего модернизация общества. А когда начинаешь общаться с людьми, понимаешь, что представление о ней сводится в основном к технологическим аспектам. Хотя, повторяю, в среде специалистов, выступающих на форумах и конференциях, понимание, что никакая технологическая и экономическая модернизация невозможна без модернизации общества, уже, слава богу, наступает. Но наступает в режиме скорее болезненного разочарования, поскольку круг проблем, с которыми сталкиваются эксперты при обсуждении вопросов модернизации общества, оказывается таков, что ответа, что делать, ни у кого практически нет.

Для меня показательным в этом плане было недавнее выступление Игоря Юргенса, который сказал, что население нашей страны сосредоточено на том, как бы уклониться от гражданских обязанностей. К сожалению, это так. Поэтому возникает глобальный, как мне кажется, вопрос и одновременно вызов для России: как от патерналистского, пассивного, инертного общества перейти к обществу инициативному и готовому к тому, чтобы генерировать инициативы и реализовывать их?

Готовясь к выступлению, я набросал тезисы, которые назвал «7 меркантильных шагов к гражданскому обществу». Главным в этом названии является слово «меркантильные». Я абсолютно убежден, что сегодня и общество в лице активных граждан, и власть должны приложить все усилия, чтобы доказать, что гражданское общество выгодно всем. Его невозможно создать только с помощью призывов президента и постановлений правительства. В этом, наверное, была ошибка демократических сил в 90-х годах, когда, рассуждая о демократии, забывали об отсутствии колбасы в холодильнике, необходимой для нормальной жизни зарплаты и т.д. Поэтому очень быстро идеи демократии для большинства граждан оказались дискредитированными. И точно так же сегодняшние разговоры о гражданском обществе, кто бы в них ни участвовал, могут закончиться ничем. Это, знаете, как со здоровым образом жизни. Я не видел еще ни одного человека, который бросил бы пить, прочитав на рекламных плакатах призыв «Папа, не пей!». Но я знаю людей, которые осознали в какой-то момент, что работать по 20 часов в сутки, употребляя спиртное, невозможно. Человек должен выбрать что-то одно, но главное — прочувствовать необходимость тех или иных изменений. «7 меркантильных шагов» это мое видение плана того, что предстоит нам сделать в Кировской области, чтобы убедить людей в их финансовой в том числе заинтересованности в повышении гражданской активности. Здесь и вопросы дополнительного пенсионного обеспечения, и вопросы налогообложения, и вопросы, связанные с ТСЖ, с управлением многоквартирными домами. И еще несколько вопросов, о которых я сейчас рассказывать не буду. Скажу лишь, что во время только что закончившейся пресс-конференции с журналистами, я услышал от одного из наших французских коллег фразу о местном самоуправлении, работе коммун и для себя пометил, что это может быть восьмым шагом в том перечне мероприятий, о которых упомянул.

Надеюсь, что сегодняшний семинар не будет слишком теоретизированным и каждый вынесет из него нечто практически полезное, и если это получится, будем считать это еще одним шагом к гражданскому обществу.

 

Уго де Шаваньяк, советник по культуре и сотрудничеству посольства Франции в РФ.

Программа года Франция–Россия, согласно договоренностям российского и французского правительств, включает проведение мероприятий, таких как наш семинар, не только в столицах, но и в регионах. Дружба между нашими странами должна развиваться и на уровне регионов. Поэтому естественно, что наш семинар по такой важной теме, как местная демократия, проходит в одном из городов, представляющих «другую Россию», которая не очень хорошо известна за границей.

Когда мы во Франции спрашиваем у людей, что такое демократия, они начинают рассуждать о демократии на уровне государства и только потом говорят о ней на местном уровне. Тем не менее низовая демократия в наши дни это самая живая форма демократии, за которую они проголосовали. Во Франции это уже достаточно устоявшийся институт. Но, как заметила г-жа Немировская, Франция действительно была централизованным государством. Только три десятилетия назад, когда власти осознали, что чрезмерная централизация может плохо кончиться, что гипертрофия власти в столице страны опасна, у нас началась децентрализация. Появилась концепция «работы на уровне регионов» и начались поиски сбалансированного технического, а точнее, экономического подхода к решению проблемы.

Затем, на втором этапе, политический класс понял, что этого недостаточно, что нельзя подменять политику экономикой. И в 1980-х годах были приняты законы о децентрализации, делегировавшие местным органам власти определенные полномочия, которыми раньше они не обладали: на трех уровнях французской административной системы, то есть города, департамента и региона. Более чем за 20 лет мы накопили богатый опыт местной демократии — многие города и регионы решали свои проблемы в области защиты окружающей среды, урбанизации и т.д. Это важный этап, или, если угодно, живая лаборатория децентрализации в результате передачи полномочий местным выборным властям, очень важный эксперимент. В России, насколько я знаю, такое движение началось позже, но, думаю, оно тоже приведет российские власти к пониманию, насколько важной является демократия.

Наш семинар не единственный в этом году, в конце ноября в Страсбурге состоится встреча между представителями местных властей Франции и России.

На мой взгляд, российско-французские отношения в этой области находятся на подъеме, и я уверен, что они будут развиваться и дальше, поскольку мы в этом заинтересованы.