Общая тетрадь

вестник школы гражданского просвещения

 
 

Оглавление:

К читателю

Семинар

Тема номера

Вызовы и угрозы

Кризис

История и современность

Точка зрения

Гражданское общество

Региональный семинар

Город и горожане

Региональная и муниципальная жизнь

Зарубежный опыт

Горизонты понимания

Наш анонс

Nota bene

№ 1 (61) 2013

№ 3-4 (53) 2010

Нестоличный Нижний

Константин Барановский, журналист, выпускник Школы 2009 г. (Нижний Новгород)
Прошло больше года с момента регистрации правительством Нижегородской области бренда «столица Поволжья». Что это дало? В июньском номере русской версии журнала «Forbes» опубликован рейтинг городов России, наиболее пригодных для бизнеса. Нижний Новгород занял 27-е место в тридцатке, пропустив вперед Казань, Самару и даже Владимир. При всей спорности методики составления рейтинга доля справедливости в такой ситуации есть.

Сначала о приятном. С января по март нынешнего года в Нижегородскую область было вложено без малого 76 миллионов долларов иностранных инвестиций. Это в 2,1 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Накопленный иностранный капитал по итогам I квартала 2010 года на 6% выше, чем в 2009 году, и составляет 1,328 млрд долларов, из которых более 76% приходится на прямые инвестиции. В основном деньги пришли из Европы: на долю Германии, Австрии, Нидерландов, Франции пришлось 52,3% от объема накопленных инвестиций. Впрочем, апрель, май и июнь тоже принесли немало полезного в копилку региональной экономики. Так, в марте и мае состоялись две эффективные поездки делегации Нижегородской области в США. Там нижегородцы во главе с губернатором Валерием Шанцевым презентовали потенциал региона для промышленной и финансовой элиты Америки, а также подписали соглашение со штатом Мэриленд о развитии социально-экономических связей. Среди тех, кто ознакомился с возможностями региона, были Билл Клинтон, 42-й президент США и основатель фонда Клинтона, Митт Ромни, экс-губернатор штата Массачусетс, а также экономист Нуриель Рубини, первым предсказавший недавний глобальный финансово-экономический кризис. Кроме того, Нижегородская область стала единственным регионом России, представленным в США на конференции «Солт*: конференция инвестиционных альтернатив». В ней приняли участие свыше 1500 человек. «Первые переговоры прошли с заместителем руководителя Департамента бизнеса и экономического развития штата Мэриленд Робертом Уокером. Властям штата был передан перечень конкретных предложений. Он включает возможность для американского бизнеса участвовать в конкурсе по выбору инвестора для международного аэропорта “Нижний Новгород”, а также в таких проектах, как промышленный парк “Дзержинск-Восточный”, технопарк “Анкудиновка”, сооружение в городе новой 4–5-звездочной гостиницы. Также я встретился с директором по России, СНГ и Турции Экспортно-импортного банка США Брайантом Сент-Энджело, региональным директором по Европе и Евразии Агентства США по торговле и развитию Дэвидом Хестером, вице-президентом Американской торговой палаты Гари Литманом. Главная тема этих переговоров касалась механизмов оказания содействия развитию приоритетных инфраструктурных проектов Нижегородской области», — рассказывает участник конференции директор департамента международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Нижегородской области Вадим Иванов.

За последнее время Нижний Новгород посетили делегации японской префектуры Мияги, европейских деловых кругов. Осенью пройдет первый русско-французский деловой круиз по Волге, в ходе которого бизнесмены двух стран посетят Чебоксары, Казань, Ульяновск, Тольятти и Самару.

Нижний Новгород выгодно расположен с логистической точки зрения, связывая европейские и азиатские транспортные коридоры. Здесь находятся многие штаб-квартиры организаций Поволжья, проходят всевозможные бизнес и культурные мероприятия и саммиты. Именно в Нижнем сделал первую остановку «Литературный поезд Блез Сандрар», в котором семнадцать французских писателей совершили путешествие по Транссибирской железнодорожной магистрали из Москвы во Владивосток. Это стало реализацией мечты известного французского поэта Блеза Сандрара, написавшего в 1913 году поэму «Проза о Транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской», в которой описывалось воображаемое путешествие по Транссибирской магистрали. Недавно прошли фестивали польского и венгерского кинематографа, на очереди — датский.

Мэр города, выпускник Школы Вадим Булавинов, хочет превратить Нижний в площадку по внедрению новейших технологий модернизации городского хозяйства, используя опыт международного проекта «Smart City» — умный город. «Я отношусь к проекту “Умный город” с ощущением готовности к его реализации в Нижнем Новгороде, ведь многие условия для этого у нас уже есть. Существенным моментом можно назвать привлечение крупного бизнеса и создание новых рынков труда. Обратимся за примером на Восток. Город Медина в Саудовской Аравии с населением всего около 150 тысяч человек в рамках реализации проекта “Умный город” привлек инвестиции в размере 8 млрд долларов. В итоге в страну пришли глобальные информационно-коммуникационные компании, что в будущем дает не менее 20 тысяч новых рабочих мест», — говорит Булавинов.

Нижний Новгород как экономический, культурный, социальный, символический центр Поволжья и даже России воспринимается одинаково позитивно либералами, консерваторами, инвесторами, учеными и дилетантами. Поэтому понятно, почему региональное правительство так долго боролось с Казанью за звание «третьей столицы», а проиграв, решило в этом году продвигать бренд «столица Поволжья», предложив соответствующий, достаточно удачный логотип.

Но ни в общественном сознании, ни в символическом и информационном пространстве этот бренд пока не стал реальностью из-за несогласованности действий региональной и муниципальной властей. Вот как комментирует сложившуюся ситуацию Василий Козлов, ректор бизнес-школы «Зеленый город»: «Я с удовольствием вспоминаю непродолжительный период в 2,5 года, когда не было конфликтов между мэром, губернатором, законодательной властью. Именно в этот период торжествовал принцип взаимной солидарности, и удалось достичь максимального продвижения региона в экономическом и социальном плане». С ним согласен и профессор Волго-Вятской академии государственной службы Андрей Дахин: «Внутренний раскол региональной элиты высветил негативную сторону политического и делового партнерства в регионе: воевать, биться умеют, строить партнерские отношения, искать и поддерживать консенсус не научились. Это отразилось на облике Нижнего Новгорода, где есть новостройки и новое качество жизни в них и вокруг и есть груз инфраструктурных проблем, которые не решены».

Поэтому отказываться от достаточно перспективного направления не имеет смысла. Не стоит забывать, что в современной экономике символический капитал имеет столь же большое значение, как и капитал реальный. Именно символы и знаки способны либо привлечь финансы, либо отпугнуть их.

Потенциал бренда «столица Поволжья» использован пока в лучшем случае на одну десятую. И если даже не вкладывать большие средства в его раскрутку, но если наш логотип будет появляться на всех мало-мальски подходящих материалах и носителях, например в рамках Нижегородской ярмарки, не говоря уже о соответствующем «тавро» на материалах презентаций для потенциальных партнеров, я уверен, успех обеспечен. Ведь бренд «американская мечта» в свое время тоже продвигали методами рекламы и PR. И люди поверили. И стали жить лучше. Или стремиться к лучшей жизни. В Нижнем же Новгороде с его социальной апатией населения это нужно как нигде. И не важно в итоге, кто будет продвигать бренд — мэр или губернатор. Выиграем от этого все мы.

Херберт Дистель. Музей ящиков. 1970–1977