Общая тетрадь

вестник школы гражданского просвещения

 
 

Оглавление:

К читателю

Тема номера

Семинар

ХХI век: вызовы и угрозы

Концепция

Дискуссия

Свобода и культура

Новые практики и институты

Личный опыт

Идеи и понятия

Из зарубежных изданий

Другая страна

Nota bene

№ 21 (2) 2002

Развитие политической культуры: пермский опыт

Сергей Неганов, ответственный секретарь пермской Ассоциации политических экспертов и менеджеров, руководитель сектора администрации Пермской области

Понятие «политическая культура» в совре­менной российской реальности не выглядит органичным и ус­военным. Не часто это поня­тие становится объектом на­учных изысканий, еще реже обращаются к нему практи­ки. В теоретической полито­логии принято выделять три основных вида полити­ческой культуры: патриар­хальный, подданнический и культуру участия. Патриар­хальная (или приходская) культура характерна для лю­дей, живущих в политичес­ки неразвитой среде, имею­щих смутное представление о политике, индифферент­но относящихся к ней. Под­данническая культура подра­зумевает, что люди соотно­сят себя с определенной по­литической общностью, но не верят в то, что в состоянии оказать какое-либо вли­яние на политический про­цесс. Культура участия подразумевает, что люди прини­мают активное участие в по­литической жизни, имеют достаточно высокий уро­вень ожиданий по отноше­нию к действенности своих политических акций.

В чистом виде, как правило, эти образцы не встречаются. В реальной действитель­ности преобладают смешан­ные варианты политичес­кой культуры. Демократиче­скому обществу соответст­вует политическая культура гражданского типа, в кото­рой ведущую роль играют элементы участия. Люди, су­ществующие в рамках граж­данской политической куль­ туры — граждане, а не про­сто население.

Политическая культура граж­данского типа для российско­го общества сегодня выгля­дит социальной утопией, «сном золотым». Однако дру­гой путь для формирования здорового в политическом отношении общества разли­чить трудно. Поэтому, если уж говорить в практическом аспекте о политической куль­туре, так именно о культуре «гражданского типа».

Московская школа полити­ческих исследований — ор­ганизация, которая в рос­сийских условиях занимает­ся развитием и формирова­нием политической культу­ры участия. «Сон золотой» для Школы оказывается по­стоянной конкретной рабо­той. Ее опыт — с учетом региональной специфики — мы попытались использо­вать и в нашей практичес­кой деятельности.

Первая такая попытка от­носится к декабрю 1997 года, когда с группой коллег мы заявили о создании Ассоциации политических экспертов и менеджеров (АСПЭМ), объединившей специалистов в сфере орга­низации, управления и изу­чения политических процес­сов. Среди членов АСПЭМ — ученые-политологи, специа­листы по избирательным технологиям, политические консультанты, журналисты, имиджмейкеры, социологи. У Ассоциации достаточно высокие требования к своим членам, в том числе, мораль­но-этические.

Принципиально важной составной частью Устава АСПЭМ является Кодекс профессиональной этики ее членов. На его разработку было потрачено немало сил и времени, и сейчас он зада­ет конкретные рамки пове­дения, за которые професси­онал не вправе выходить да­же в самой острой полити­ческой ситуации. Нарушив­ший нормы Кодекса член АСПЭМ может быть исклю­чен из Ассоциации. При этом добавлю, что его нормы касаются как предвыборной деятельности, так и всех ви­дов политического консуль­тирования и экспертизы.

Кроме внутриклубной дея­тельности, обсуждений и общения, Ассоциация зани­мается организацией круглых столов, конференций, семинаров, выставок, кон­курсов политрекламы и т.д. Все эти виды деятельности ориентированы на целена­правленное развитие поли­тической культуры в регио­не. За последние четыре года ряды членов АСПЭМ, с учетом жестких критериев отбора, увеличились с двад­цати до почти пятидесяти членов. Ассоциация живет и развивается, реально влияя на политическую ситуацию в Прикамье.

Этот удачный опыт вдохно­вил нас на следующий шаг. В середине 2000 года я решил­ся предложить руководству администрации Пермской области разработать и при­нять Программу развития политической культуры на регио­нальном уровне. Предложение поначалу было воспринято, как нечто далекое и туман­ное. Потребовалось полтора года, чтобы найти союзни­ков и поддержку, объясняя различным физическим и юридическим лицам, что такое «политическая культу­ра» и зачем ее развивать. Идею активно поддержали также работники Пермского государственного универси­тета и других вузов города.

В результате, 20 сентября 2001 года региональное За­конодательное Собрание приняло Целевую програм­му развития политической и правовой культуры в качест­ве закона Пермской облас­ти. Насколько мне известно, это первый подобный опыт в Российской Федерации.

Целью Программы являет­ся выстраивание системы взаимосвязанных форм дея­тельности: научно-исследовательской, методической и практической, направленных на развитие региональ­ной политической и право­вой культуры, распростране­ние демократических цен­ностей и гражданского мы­шления. Другими словами, на преодоление низкого уровня знаний граждан о политической системе и по­литических процессах, о своих правах и возможнос­тях участвовать в принятии политических решений, по­скольку все это имеет пря­мое отношение к восприя­тию людьми реальных про­блем области, как своих, близких и требующих лич­ного гражданского участия. В этой связи задачи Про­граммы предполагают, есте­ственно, проведение долго­срочного анализа полити­ческих процессов в регио­не; координацию деятель­ности различных исследовательских и образовательных организаций, формирую­щих политическую и правовую культуру; объедине­ние усилий государствен­ной власти, местного само­управления, партий, обще­ственных организаций.

Таким образом, основу Про­граммы составляет целый комплекс просветительских и образовательных меро­приятий, цель которых по­ощрение гражданской ак­тивности населения.

Реализация Программы тре­бует, прежде всего, развития политической толерантности в регионе, противодействия политическо­му экстремизму. Поэтому, в ней предусматривается, в том числе, и наше содейст­вие просветительской рабо­те в средствах массовой ин­ формации.

Важнейший объект деятель­ности по реализации Про­граммы — молодежь. Мы на­мечаем конкретные шаги по формированию у моло­дежи практических навы­ков политической деятель­ности в условиях граждан­ского общества и правового государства. И хотим, чтобы наш опыт был полезен для других регионов Рос­сии. Поэтому необходимый элемент Программы — об­мен опытом развития поли­тической культуры населе­ния, как на межрегиональ­ном, так и федеральном и международном уровнях.

Программа вступила в дей­ствие 1 января 2002 года и была публично представле­на на пермском региональ­ном семинаре Московской школы политических иссле­дований в феврале этого го­да. Установка, воспринятая от Школы, воплотилась в жизнь: развитие политичес­кой культуры в Пермской об­ласти стало практической работой. Ее эффективность зависит от наших усилий и должна оцениваться по ре­зультатам, которые, я уве­рен, будут положительными.