Оглавление:
К читателю
Тема номера
-
Тенденции развития современной журналистики
-
Практика свободы слова
-
СМИ, власть и бизнес в современной России
Семинар
ХХI век: вызовы и угрозы
Концепция
Дискуссия
Свобода и культура
Новые практики и институты
Личный опыт
Идеи и понятия
Из зарубежных изданий
Другая страна
Nota bene
№ 21 (2) 2002
Маргарет Тэтчер: политика и жизнь*
* * *
Нет такойвещикак «общество». Есть отдельные мужчины и женщины, есть семьи. Никакое правительство не может ничего сделать без людей, а люди должны заботиться в первую очередь о себе. Это наш долг — позаботиться о себе, а затем о своем соседе.
* * *
Ни одна теория правительства в демократической стране никогда не проходила более честной проверки и не имела более длительного опыта, чем демократический социализм в Британии. Пока не потерпела сокрушительного поражения во всех отношениях.
* * *
Я не чувствовала, что мне нужен переводчик для обращения с людьми, говорящими на том же языке, что я сама. Я считала большим преимуществом, что жила той же жизнью, что и они. Я чувствовала, что пережитый мной опыт на удивление хорошо подготовил меня к предстоящей борьбе.
* * *
Если я бросилась за поездом мысли, меня не просто остановить.
* * *
Все победы на выборах выглядят неизбежными в ретроспективе, но никогда в перспективе.
* * *
Я сказала в самом начале своего министерства: «Дайте мне шесть сильных людей, и я обещаю, что добьюсь своего», В последующем у меня очень редко было хотя бы шестеро.
* * *
В общем-то, моя проблема была проста. Все еще нужна была революция, но было слишком мало революционеров.
* * *
Не каждый капиталист разделял мою веру в капитализм... Понятно, что мир без контроля над обращением, в котором движение капитала определялось бы не правительствами; а рынком, ставил их в непростое положение. Им приходилось бы рисковать.
* * *
Моя политическая философия во внутренних делах основана на глубоком скептицизме в отношении способности политиков менять основы экономики или общества: лучшее, что они могли бы сделать — создать условия, в которых таланты и достоинства людей могли бы мобилизоваться, а не разрушаться. Точно также и во внешней политике: основные реалии власти не изменяются встречами и взаимопониманием глав правительств.
* * *
Интернационализм, пытающийся заменить национальное государство, скоро узнает, что в действительности очень немногие люди искренне готовы к жертвам ради него.
* * *
Одним из немногих nунктов, по которому были согласны дипломаты из «Форин Офис» и я, была необходимость сделать британские посольства архитектурно внушительными и украшенными картинами и мебелью.
* * *
Холодная война никогда на самом деле не прекращалась: просто бывают разные оттенки холода.
* * *
На войне, холодной или горячей, надо знать врага — не в последнюю очередь потому, что когда-нибудь в будущем может появиться возможность превратить его в друга.
* * *
Город (Берлин) бурлил и поражал; он был больше, чем я думала, окруженный великолепными лесами — и покрытый шрамами двух тоталитарных доктрин двадцатого столетия.
* * *
Гельмут Шмидт был социалистом... Когда я обратила внимание на сходство наших политик, он прервал меня: «Не заходите так далеко, премьер-министр, а то Вы поссорите меня с моей партией».
* * *
Всегда необходимо иметь ясное понимание возможностей и границ государственной деятельности у государственного деятеля всегда есть двойное противоречивое искушение: гордыня и смирение.
* * *
Запоздалая мудрость, столь полезная для историков и авторов мемуаров, к сожалению, не подходит для практической политики.
