Общая тетрадь

вестник школы гражданского просвещения

 
 

Оглавление:

К читателю

Семинар

Тема номера

ХХI век: вызовы и угрозы

Концепция

Дискуссия

Свобода и культура

Новые практики и институты

Личный опыт

Идеи и понятия

Из зарубежных изданий

Nota bene

№ 23 (4) 2002

Южный региональный ресурсный центр

Михаил Савва, доктор политических наук, менеджер грантовых программ

Юг России консервативен. Кто-то оценивает это как положительное явление, кто-то как отрицательное. Для нас это просто факт, который предполагает следующее: любое новшество приживается у нас медленно и трудно. Но после того, как новшество вошло в структуру «южного бытия», мы будем охранять его от любых перемен так же упорно, как раньше сопротивлялись. Так, в Гражданскую войну казачество Юга до последней возможности пыталось защитить привычный уклад жизни с верой, царем и отечеством. Через несколько десятилетий, когда советский строй стал частью жизни южан, потомки тех же казаков упорно держатся за привычный социализм. Когда ценности либеральной демократии станут «нашими», жители Юга России будут так же рьяно сопротивляться любым попыткам что-то изменить в устоявшейся картине мира.

Но пока демократия не стала привычкой, в регионе идет очень сложный процесс изменения общественного сознания.

Роль негосударственных, некоммерческих организаций, непосредственно ориентированных на развитие гражданского общества, в таких условиях объективно возрастает. Развитие демократии не может оставаться в регионе монополией власти. Этот процесс не станет органичной частью жизни без поддержки его гражданами, прежде всего на уровне социально ориентированных общественных организаций.

Таким образом, Юг это сегодня модель не самой простой, но, я думаю, типичной для многих регионов России ситуации.

Общее количество некоммерческих организаций (НКО), действующих на Юге России, по официальным данным составляет более десяти тысяч. Из них свыше 1300 опираются в своей деятельности на одно «плечо» Южный региональный ресурсный центр (ЮРРЦ) Краснодарскую общественную организацию, которая была создана в 1997 году. Как записано в нашем уставе, миссия Центра способствовать становлению гражданского общества посредством развития, укрепления и поддержки общественных организаций Юга России. (Часть наших сотрудников до этого работала в рамках американского проекта, который также был направлен на поддержку гражданских инициатив.) Организация работает как ресурсный центр. Что это значит?

Известно, что некоммерческие объединения бывают разного типа. Одни из них занимаются, как правило, решением конкретных социальных проблем. А есть объединения, которые можно назвать инфраструктурными, их задача оказание финансовой, в виде грантов, и иной помощи всем общественным организациям. Кроме того, ресурсный центр это площадка, на которой они могут консолидироваться, обсуждать то, что их волнует. Место встречи это тоже очень важно.

Южный региональный ресурсный центр осуществляет свою деятельность через сеть региональных ресурсных центров в городах Ставрополе, Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Таганроге, Сочи, Новороссийске, Армавире, Пятигорске, а также в Республике Адыгея. На основе Договора о сотрудничестве и принципов, изложенных в «Кодексе этики и практики взаимодействия региональных ресурсных центров ЮРРЦ». Ресурсные центры сети осуществляют поддержку НКО в 26 малых городах и населенных пунктах на постоянной основе. С 2002 года ЮРРЦ действует через партнерские некоммерческие организации также в городах Астраханской и Волгоградской областей, республиках Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария и Северная Осетия.

Выполнение этой миссии невозможно без постоянного взаимодействия гражданских инициатив, а также без конструктивных отношений с властью. Поэтому такое важное направление, как взаимодействие некоммерческих организаций с органами власти, было выделено нами в отдельную программу. Она реализуется с 1998 года.

Уникальность миссии нашего центра состоит, на мой взгляд, в том, что, поддерживая некоммерческий сектор, он способствует привлечению ресурсов для финансирования проектов из такого источника, как местный бизнес. Люди, которые сумели стать сильными экономически, я считаю, не должны забывать, что они живут и трудятся на территории, где проживают их сограждане и растут их дети. В этом году мы запустили пилотную программу «Социальное измерение в бизнесе», в которой участвуют представители бизнеса г. Краснодара.

Сошлюсь также на успешный пример сотрудничества ЮРРЦ и Краснодарского филиала Росбанка в осуществлении грантовой программы «Новый день», которая направлена на поддержку усилий общественных организаций, оказывающих помощь детям. Начиная с 1997 года, нашим центром был осуществлен целый ряд конкурсных программ по оказанию финансовой помощи проектам некоммерческих организаций южно-российского региона. Цель конкурсов содействие решению острых социальных проблем, повышение активности граждан в общественной жизни, развитие некоммерческих объединений. В 2001 году такие программы включали два направления: конкурс проектов некоммерческих организаций, решающих социально значимые проблемы местного сообщества, и конкурс для организаций, решающих проблемы молодежи. Было профинансировано 44 проекта на общую сумму около трех миллионов рублей. Это позволило оказать реальную помощь более чем десяти тысячам жителей региона: инвалидам, престарелым, женщинам, детям, семьям военнослужащих, безработным, лицам, находящимся в заключении, беженцам и вынужденным переселенцам. Мы учим общественные организации эффективно помогать людям и сами учимся вместе с ними. Важным направлением деятельности ЮРРЦ являются обучающие программы: многоуровневая школа «Устойчивая и эффективная организация», школы по связям с общественностью, семинары для некоммерческих организаций региона по управлению персоналом, финансовой устойчивости, стратегическому планированию, управлению проектами, фандрайзингу, связям с общественностью, навыкам общения, лидерству и принятию решений в организации. Большой популярностью у лидеров общественных организаций пользуются клуб бухгалтеров, существующий при ЮРРЦ, и компьютерные курсы.

Естественным направлением работы является развитие связей с общественностью. Взаимное недоверие власти и гражданского общества из-за плохого знания друг друга, непонимание многими людьми, для чего существуют и что могут НКО все это серьезнейшие проблемы Юга России. Для их решения в ЮРРЦ разработаны и внедрены социальные технологии по продвижению имиджа некоммерческих организаций среди населения региона, укреплению их связей со СМИ, развитию социального партнерства с представителями государственных и коммерческих структур. По инициативе и при организационной поддержке ЮРРЦ в регионе проходят общественные и имиджевые кампании некоммерческих организаций, акции взаимодействия по конкретным социальным проблемам, конкурсы для журналистов, другие события, пропагандирующие идеи гражданского общества.

В настоящее время общественные организации выходят на новый уровень развития. Многими из них разработаны и успешно применены эффективные технологии в области развития связей с общественностью. Обмен новыми идеями, технологиями по продвижению имиджа общественных организаций потребность времени. С этой целью в этом году мы провели конкурс PR­проектов для некоммерческих организаций «Хрустальный колокол» и семинар «Формирование представления о деятельности некоммерческих организаций в местном сообществе». Если на колокольне ударить в колокол, то начнут звучать и другие колокола такой была главная идея конкурса. Конкурс проводился второй раз. Первый Всероссийский конкурс и семинар был проведен ЮРРЦ в 2001 году в Анапе. В текущем году в финале конкурса участвовало 30 проектов из 24 городов России и СНГ (Азербайджан). На семинаре были представлены новые, эффективные и проработанные способы взаимодействия со СМИ, формы привлечения общественного внимания к своей организации. Особенностью этого конкурса и представленных на нем проектов является практический выход на сами некоммерческие организации, органы местного самоуправления, и что самое главное, вовлечение населения в конкретные социальные программы.

Для более широкого освещения деятельности некоммерческих организаций региона и продвижения их имиджа наш центр издает журнал для общественных организаций «Идеалист» (тираж 999 экземпляров), ежемесячную газету «Новая реальность» (тираж 1500 экземпляров). Кроме того, нашим центром уже издано более 40 справочных и методических пособий.

Нельзя не сказать и о наших информационных ресурсах. Наши клиенты, некоммерческие организации, имеют постоянный доступ в Интернет. У нас есть свой веб-сайт http://www.srrc.ru; базы данных более чем по 1300 НКО региона, источникам финансирования, местным СМИ. Библиотеки для НКО в десяти городах Юга России включают более 1500 единиц хранения.

Мы сотрудничаем со многими российскими и международными общественными структурами: «Коалицией «Мы граждане!», международной сетью оценщиков, международной миротворческой виртуальной сетью, международной виртуальной сетью «Advocates of the Millennium», Клубом бухгалтеров и аудиторов (Москва), Форумом переселенческих организаций (Москва), Датским Советом по беженцам, межрегиональной общественной организацией консультантов и профессиональных тренеров «Intertraining», фондом «Стратегия», региональным представительством программы TASIC, ИСАР, Агентством социальной информации. Слова особой благодарности Московской школе политических исследований, которая замечательно умеет открывать новые горизонты...

Гражданское общество в южном регионе развивается далеко не в тепличных условиях. Но каждый год в нашей консервативной социальной среде появляются новые «точки роста» демократии. Мы рады, что способствуем этому.