Общая тетрадь

вестник школы гражданского просвещения

 
 

Оглавление:

К 25-летию Школы

Семинар

Тема номера

К 25-летию Школы

Гражданское общество

Точка зрения

К 25-летию Школы

Номер № 73 (3-4) 2017

Популизм и будущее гражданского общества

Даниэль Деттлинг, глава НКО Zukunfts politik («Политика будущего»), ФРГ

Мы живем в период альтернативных фактов или постистины, постправды, утверждают некоторые политологи и политики. А это значит, что людям больше не интересны факты, им интересны собственные эмоции и чувства, и они им следуют.

Теория постистины, по сути, пессимистична. О ней заговорили после референдума о брекзите в Британии и выборов в США. Ее сторонники считают бессмысленной и бессильной правду как таковую. В результате мы видим, как по Европе распространяются волны враждебности, искаженной информации, подстрекательства. Конечно, это подрывает наши социальные связи.

В сентябре Германия избрала новый парламент, и в него вошла правая политическая партия «Альтернатива для Германии». Германия перестала быть единственной страной, которая была избавлена от популизма правого толка.

По каким причинам достигли успеха правопопулистские партии? Я не думаю, что это напрямую связано с их политическими программами и идеями. По сути, граждане разочарованы другими политическими партиями. А влияние популистов выросло благодаря экстремистскому языку, который они используют. Основная их мишень — мигранты. Дискриминация меньшинств выдается теперь за свободу волеизъявления. А средства массовой информации наделяются ярлыком «лживая пресса». Особенно в цифровом пространстве, в соцсетях регулярно распространяется ложь в отношении демократических партий и социальных меньшинств.

Популисты в стране считают, что есть два врага. Первый — действующие правящие элиты. Второй — чужаки. И при этом первый враг способствует продвижению второго, наделяя его привилегиями.

Таким образом, оружием популистов является язык и образы, с помощью которых создаются фреймы (англ. frame — рамка), то есть искусственные рамки (как и в случае с искусственным интеллектом), в которые заключаются представления, казалось бы, о реальной ситуации. А на самом деле это иллюзия знания исчезает, потому что факты, имеющие собственное значение, интерпретируются в уже заданных рамках. Приведу пример.

Хирург говорит, что после операции у него обычно 90% людей выздоравливают и 10% умирают. То есть об одном и том же факте говорится с двух разных точек зрения — жизни и смерти. Эксперименты показали, что больные пациенты чаще всего отказываются от хирургического вмешательства, если доктор говорит даже о 10%.

В политической коммуникации фреймы основываются на политической идеологии. А эффективность устанавливаемых рамок зависит от жизненного опыта людей и их отношения к фактам.

Между тем теоретики постистины говорят, что в политике важны и имеют значение не столько факты, сколько их лингвистическое отражение. И правопопулистские партии используют его, ассоциируя беженцев и мигрантов с надвигающейся национальной катастрофой, подобной лавине, остановить которую может только закрытие границ. Гражданское общество должно использовать позитивные рамки и фрейминг и опираться на позитивные ценности. Политические и социальные исследователи разных эпох — от Аристотеля до Токвиля — подчеркивали значение социальных связей и политической культуры.

Гражданское общество — это нечто большее и отличное от государства или его экономики. Идея гражданского общества не сводится к конфронтации с тем и другим. Это постоянный поиск равновесия, синергии между государством, экономикой и обществом. Концепция гражданского общества означает общество, где действуют «я» и «мы» и существуют взаимные обязательства, и мы должны найти баланс между тем и другим, работая во благо других и в наших собственных интересах.

Понятие гражданского общества важно, поскольку существуют социальные проблемы, с которыми государство и экономика по отдельности не справляются. Гражданское общество — это граждане, открывающие перспективы и находящие возможности их решения. Поэтому так важно, чтобы было больше людей, которые что-то делают не только для себя, но и других.

Гражданское общество это не пассивные, запуганные граждане, опекаемые государством, а люди, которые независимы и готовы к солидарности и соучастию. Концепция гражданского общества исключает иждивенчество и зависимость. Его основная характеристика — культура участия, проявляемого на уровне местных сообществ и городов. Авторитет страны во многом зависит от духа гражданского общества. А его концепция может дать ответы на новые социальные запросы, если граждане, молодежь и взрослые, включая мигрантов, будут вместе трудиться на благо общества. В таких обществах, как свидетельствует опыт, меньше безработицы и менее остро стоят проблемы молодежи.

Вопрос, как граждане вписываются в эту концепцию. В Германии после Второй мировой войны возникла демократия без демократов. Это вызывало большие опасения. Но что из этого выросло? Это был уникальный в истории успех. Германии потребовалось много времени, чтобы выучиться демократии и освоить практики гражданского взаимодействия. Я думаю, что наши страны должны учиться друг у друга.

Гражданское общество без граждан не имеет перспектив. Демократия и эффективная экономика зависят от социального капитала и от доверия в обществе. Без активных граждан невозможны ни инновационная экономика, ни демократия. Гражданскому обществу требуется, следовательно, фундамент — гражданские организации, ассоциации, партии, ответственные за социальные инновации и сплоченность общества.

Будем ли мы в таком случае полагаться на потребителей и иждивенцев, которые видят себя жертвами внешних обстоятельств? Или на граждан, созидающих будущее человечества уже сегодня?

250 лет назад Иммануил Кант сформулировал три философских вопроса: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?» и «На что я смею надеяться?», ответив на которые только и можно осознать, что такое человек. Гражданское общество занято поиском ответа на последний вопрос. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства», — говорится в 1-й статье Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН почти 70 лет назад. Свобода и преданность свободе являются основополагающими ценностями нашего общества. Гражданское общество — это активный нравственный ответ на современные вызовы.

Фрэнк Стелла. Без названия. 1963