Общая тетрадь

вестник школы гражданского просвещения

 
 

Оглавление:

К 25-летию Школы

Семинар

Тема номера

К 25-летию Школы

Гражданское общество

Точка зрения

К 25-летию Школы

Номер № 73 (3-4) 2017

Национальная и региональная идентичность Республики Польша в условиях глобализации

Сергей Большаков, д.э.н., профессор Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина

Существенным фактором формирования идентичности на Европейском континенте является христианство. На протяжении долгих столетий оно выступало как интегрирующая, так и дезинтегрирующая европейский континент сила. Его политическое значение обусловлено центрированностью национальной и региональной идентичности на человеческой личности, идеях французской революции и либерализма, активно отстаивающего примат прав человека.

Исследователи отмечают, что сегодняшние усилия по интеграции европейского континента являются реакцией на процессы глобализации, главные импульсы которой исходят от американского континента: доминирование американской финансово-экономической и военной мощи, экспансия в социально-культурной и духовной сферах. При этом глобальные процессы и перемены не всегда коррелируют с национальными и культурными традициями Европы.

Зачастую процессы унификации, свойственные глобализации, порождают серьезный кризис системы ценностей, норм гуманизма. Глобализация сопровождается вестернизацией национальных, локальных культур Европы, что объясняют обычно утверждением в обществе ключевых ценностей либерализма — плюралистической демократии, прав и свобод человека и гражданина, идеологической свободы государства. В современных обществах все большее значение приобретают прагматические ценности, представления об относительности морали, норм и критериев нарушения закона. Ослабление роли общественных ценностей приводит к снижению социальной значимости общественного мнения; эти процессы активно стимулируют СМИ, которые снижают планку общественной морали и общественных идеалов.

Аксиологические координаты, объединяющие европейский континент, согласно исследованиям польского профессора Александра Ясиньска-Каня, вступают в противоречие с трендами модернизации и формирования индивидуалистической модели человека в современном обществе. Это также противоречит концепции канадского культуролога Маршалла Маклюэна «глобальная деревня», в силу того что процессы глобализации фрагментируют сообщества и утверждают неравенство в современном мире. Британский социолог Зигмунт Бауман в этом контексте говорит о «глокализации» — процессе разнонаправленных и конкурирующих тенденций — глобализации и локализации, то есть конфликте между традиционными локальностями и универсалистскими свойствами глобализма во всех сферах. Или, другими словами, о процессе рестратификации мира как новом векторе иерархии ценностей в условиях стремления различных общественных сил к монополизации свободы любых действий.

Именно поэтому механизмы европейской интеграции призваны контролировать развитие этих процессов, регулировать потенциал свободы. Значительная часть населения стран с протестантской или протестантскокатолической этикой предпочитает рациональные ценности, моральный релятивизм, плюрализм политических идей и др., что характеризует индивидуализацию ценностей общества. А. Ходубский пишет, что факторы культурного разнообразия, религиозные различия и исторический опыт в принципе свойствен обществам европейских стран независимо от уровня их социально-экономического развития и степени модернизации политической системы.

Говоря о сохранении значения национального государства, польский юрист Адам Сераковский в свое время писал о готовности умереть за Польшу и за Германию (полагая, что таких гораздо меньше), но считал, что нет никого, кто готов был бы умереть за Европу. И при этом делал различие между немецким народом и французским. Характерные черты первого — рациональность и универсализм, политическая свобода и право, второго — культурно-историческая традиция, солидарность, просвещение — народная «культурная» нация.

К. Гилярек справедливо отмечает, что европейскую интеграцию можно рассматривать как эффективное средство сохранения национальных государств в условиях глобализации. Именно наднациональные институты поддерживают конкурентоспособность национальных экономик в условиях глобализации. Глобализация и сила государственных амбиций имеют общее происхождение. Глобальные потоки финансов, товаров, рабочей силы нуждаются в разнообразии политической карты мира для беспрепятственного передвижения. Поэтому карта мира, выкрашенная в один цвет, лишила бы глобализацию всякого смысла, так как процесс этот предполагает движение различных потоков между разными национальными государствами — большими и малыми, богатыми и бедными, но так или иначе зависящими друг от друга в силу именно своего своеобразия. Последнее, в свою очередь, в большой степени определяется целой гаммой социокультурных факторов.

К. Квасьневский, рассуждая о процессах формирования национальных государств, также говорит, что именно культурная идентичность принимает коллективную форму, исторически предопределенную факторами социокультурного наследия. Культура — достояние каждого общества и народа, способ сосуществования людей. В условиях глобализации, по словам Ришарда Капусциньского, она выполняет важнейшую функцию — поддержания жизнеспособности национального государства, которое рискует потерять суверенитет.

Польские исследователи постоянно подчеркивают необходимость защиты «национального измерения» среди качеств современного человека, сохранения исторической памяти. Исследование, проведенное Изабеллой Букбарой-Рыльской, продемонстрировало следующую иерархию значимости для поляков места обитания: «мое место проживания», «моя страна», «мой регион», «мир» и только на последнем месте — «Европа». Эти данные коррелируют и с исследованиями по ЕС в целом, согласно которому только 3,2% европейцев идентифицируют себя с Европой, а приоритетом является локальная и лишь потом национальная идентичность. Хотя, по данным И. Букбары-Рыльской, на локальном уровне поляки в значительной степени чувствуют себя «гражданами мира».

В процессе европейской интеграции в Польше сохраняются факторы национальной и региональной самобытности, основанной на культивировании в традиционной национальной культуре привлекательных образцов эмоционального или художественного содержания с помощью средств массовой коммуникации, трансляции в общество ценностей народной культуры. В этой связи уместно упомянуть государственные польские программы «Культурное наследие в регионе» и «Хартия польского регионализма».

Интерпретация наследия Аристотеля и адаптация его к догматам христианства во многом определили вектор развития социального учения католической церкви и в целом европейской социально-политической интеллектуальной традиции. Прямым же идейным вдохновителем концепции субсидиарности является Иоганн Альтузий (1557–1638). Альтузий переосмыслил основные принципы учения Аристотеля и Фомы Аквинского и разработал на их основе собственную концепцию субсидиарно структурированного сообщества.

Следует отметить, что содержательными концептами организации субсидиарного общества, по И. Альтузию, является наличие ценностей, закрепленных в системе нормативно-правовых стандартов консоциации (сообщества), таких как:

— рациональная организация социального целого, различные уровни которой имеют свои собственные цели и полномочия, соотносимые с интересами всей системы;

— вспомогательный характер деятельности вышестоящих уровней консоциации по отношению к нижестоящим;

— партнерство, согласование и гармонизация частных и общественных интересов является содержательной характеристикой взаимоотношений между различными уровнями консоциации;

— солидарное разрешение вопросов, не касающихся сфер непосредственного интереса того или иного уровня системы;

— достижение консенсуса по всем вопросам жизни сообщества как основной механизм урегулирования текущих и возможных конфликтов.

Можно заметить, что отдельные элементы теории субсидиарности Альтузия получили оформление в современной конституционной, политической и правовой традиции Запада. В частности, в наиболее развитом виде идея Альтузия о широких правах частных уровней консоциации (семья, гильдии) нашла применение в моделях всеобщего благоденствия, в концепциях гражданского общества, демократического федерализма, народного суверенитета и др.

Ориентация на максимальную самореализацию человека и игнорирование при этом общезначимых человеческих ценностей — милосердия, солидарности, всеобщего блага — в большей степени соответствуют представлениям о функционировании рынка, а не организации социальной жизни.

Эволюция общества не раз ставила государства, придерживающиеся либеральных принципов, перед дилеммой «солидарность—автономия», что в большинстве случаев приводило их к выбору в пользу одной из альтернатив и дальнейшей выработке соответствующего политического курса.

В Польше традиционно сильны факторы европейской культуры, привнесшей в польскую культуру принципы разделения веры и права, что стало основой для появления плюрализма в обществе, дуализма государства и церкви, уважения прав человека. Период Просвещения ознаменовался упадком христианских начал, ростом апологетики рационализма и материализма. Рационализм эпохи Просвещения допускал идею Бога как непроверенную гипотезу, не определяющую судьбы мирового развития. Войны XX века, тоталитарные политические режимы привели европейцев к релятивизму и скептицизму; в этой связи папа Иоанн Павел II говорил о метафизическом кризисе общеевропейской культуры, ее неспособности обеспечивать основную социально-духовную функцию — совершенствование человека и его духовный рост.

Процесс европейской интеграции — это и выражение определенной ответственности за Европу и ее культуру, в частности в ее стремлении к объединению. По мнению П. Мазуркевича именно христианские ценности могут быть фактором общеевропейского объединения. Известно мнение папы Иоанна Павла II о необходимости «новой евангелизации» Европы, ее возвращения к христианским ценностям и корням цивилизации. Иоанн Павел II ввел понятие «инкультурация», означающее стремление церкви войти в жизнь христианских народов, в их социальные отношения и культуру. Сосуществование веры и культуры должно обеспечивать единство духовной ткани между Священным Писанием и современной культурой, которая разрушается глобализацией. Инкультурация основывается на вполне конкретных формах, исторически сложившихся в процессе взаимодействий различных культур. Современный европеец — человек постхристианского мира, знающий христианство, но не находящий в нем интереса. Именно поэтому Польша традиционно выделяет и старается сохранить свои европейские и христианские ценности, отвергая равнодушие к вере и пребывание вне ее. Задача Церкви — это возвращение к идее солидарности народов, артикуляция национальных интересов (в польской транскрипции). Польский католицизм всегда был тесно связан с национальной идентичностью, Церковь чувствует ответственность за сохранение идентичности, стараясь не допустить растворения польского государства в Европе, но поддерживая активное его участие в общеевропейских процессах интеграции.

ЛИТЕРАТУРА

Bauman Z. Glokalizacja czyli komu globalizacja, a komu localizacja // Studia socjol. Warszawa. 1997. № 3. S. 53–69.

Bukbara-Rylska I. Swiadomosc kulturalna mieszkancow wsi: od lokalnosci do globalnosci // Przeglad humanistyczny. Warszawa. 2003. № 4. S. 14–28.

Chodubski A. Wartosci cywilizacji wspolczesnej a unifkacja I dezyntegracja Europy // Unifkacja I roznicowanie sie wspolczesnej Europy. Warszawa. 2002. S. 16–30.

Gilarek K. Europejskie oblicze globalizacji // Przeglad sociol. Lodz. 2003. № 2. S. 71–88.

Gladkowski K. Tozsmosc kulturowa spolecznosci lokalnej w warunkach dezyntegracji na przykladzie grupy spolesznej pochodzacej ze Slaska // Unifkacja I roznicowanie sie wspolczesnej Europy. Warszawa. 2002. S. 493–503.

Kapuscinski R. Inny w globalnej wiosce // Roczniki nauk spol. Lublin. 2004. T. 35. S. 30– 36.

Mazurkiewicz P. Kultura. Kosciol w Polsce. Warszawa. 2001. S. 11–85.

Лыкошина Л. Национальная и культурная идентичность поляков в контексте глобализации и европейской интеграции// Восточная Европа: национальные культуры в контексте глобализации и интеграции. М: ИНИОН РАН. 2006. С. 62–76.

Поллак Д. Национализм и евроскептицизм в посткоммунистических странах Центральной и Восточной Европы// Восточная Европа: национальные культуры в контексте глобализации и интеграции. М.: ИНИОН РАН. 2006. С. 9–18.