Общая тетрадь

вестник школы гражданского просвещения

 
 

Оглавление:

К читателю

Семинар

Берлинский форум

Тема номера

Вызовы и угрозы

Общество и СМИ

Гражданское общество

Точка зрения

Горизонты понимания

Наш анонс

Nota bene

Номер № 76 (1-2) 2019

Европейский дух — дух открытости и свободы

Катрин Лалюмьер, президент Ассоциации школ политических исследований Совета Европы

 

26–27 ноября 2018 г. Ассоциация школ политических исследований при Совете Европы провела в Берлине IV международный форум «В поисках утраченного универсализма», посвященный развитию гражданского общества. Ниже публикуется часть выступлений, прозвучавших на форуме.

Позвольте сообщить новость, которая, возможно, вам уже известна.

На прошлой неделе в Страсбурге Ассоциация школ политических исследований при Совете Европы избрала нового президента. С чувством искреннего уважения я передаю эстафету господину Нилу Муйжниексу. Это замечательный правовед, который с 2012 по 2018 год был комиссаром Совета Европы по правам человека. Я не могла бы желать преемника более знающего, уважаемого и деятельного и благодарна ему за готовность возглавить Ассоциацию в историческое время, которое представляется достаточно сложным как для Совета Европы, так и для тех ценностей, которые служат фундаментом европейского дома.

Я счастлива видеть господина Муйжниекса в качестве президента, хотя и не могу не испытывать грусти, оставляя Ассоциацию. Все же в моем почтенном возрасте пора задуматься о других горизонтах. Конечно, я постараюсь быть в курсе событий, которые происходят в ваших странах, и всегда буду испытывать сердечную привязанность к Школам политических исследований.

В этом году мы обсуждаем тему: «Все мы разные, но мы граждане». Эти слова вызывают в моей памяти кампанию Совета Европы 1990–1993 годов, которая проводилась под девизом «Все разные — все равные».

Все — разные?


Да, люди неповторимы и отличны друг от друга.

Права человека основаны на идее, что каждый имеет права, которые подлежат защите и заслуживают уважения со стороны общества.

Не во всех культурах, не всеми политическими партиями разделяются эти принципы гуманизма. Так, согласно коммунистической идеологии, «группа» стоит выше отдельной личности.  Европа, то есть все 47 государств — членов Совета Европы, в разное время сознательно выбрали гуманистическую философию в качестве основы своей деятельности. Речь идет о нашем основном документе — о Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1953).

Все государства — члены Совета Европы обязаны соблюдать конвенцию, так как они ратифицировали ее, вступая в Совет. Следовательно, признается, что каждый человек обладает личностными качествами, заслуживающими уважения и защиты. Все мы отличаемся друг от друга, и в этом состоит благо. Каждый человек вправе защищать свою личность, идентичность и культуру.

Совет Европы и, как следствие, Европейский союз признают и поощряют принцип «культурного разнообразия». Разумеется, мы говорим о европейской культуре и даже о европейской цивилизации. Однако таковая не должна привести к исчезновению национальных, региональных культур и местного уклада.

Культура разнообразия находится под защитой целого ряда конвенций и межгосударственных договоров Совета Европы, а также ряда статей Лиссабонского договора Европейского союза (2007). К концепции «культурного разнообразия» примыкает и понятие поликультурности, или мультикультурализма.

Сказанное призвано напомнить о том, что европейские организации определяют «европейский дух» как дух открытости и свободы, терпимости и уважения к каждой человеческой личности. Не могу не упомянуть в связи с этим несколько славных имен, которые в череде других приходят мне на память, — Дени де Ружмон, Эдгар Моран, Ульрих Бек, Юрген Хабермас, Ян Паточка, Вацлав Гавел. Философия века Просвещения, XVIII века, прони-зывает историю европейского континента до наших дней.

Увы, наследие гуманистических ценностей не было непрерывным. Мы видим в истории страшные пустоты и бреши — я говорю о религиозных войнах, о тоталитарных режимах XX века… В эти тяжелые периоды истории над Европой нависали идеологическая нетерпимость и деспотия.

Сегодня, к сожалению, мы вновь наблюдаем беспокоящие нас течения, которые характеризуются закрытостью и стремлением к изоляции. Мы видим это в проявлениях сектантства и нетерпимости (например, неприятие мусульман, евреев; рост враждебности по отношению к иммигрантам, которых все чаще обвиняют во всех мыслимых бедах общества). Конечно, эти обстоятельства требуют от нас бдительности, чтобы не позволить опасным тенденциям выйти из берегов. Беспокойство вызывают и попытки обратить во зло сеть Интернет и социальные сети.

Европа обязана уважать различия, множественность культур, неповторимость  каждой личности, ибо европейский дух есть дух открытости и свободы. Так не позволим погибнуть этому драгоценному наследию!

Все различны!

Но все мы — граждане!

Что есть гражданин? Человек (мужчина или женщина), который несет ответственность за других людей, человек, который осознает свои права, но и свои обязанности в городе, в государстве, в политическом сообществе, к которому он или она себя относит.

Все мы, собравшиеся здесь, граждане соответствующих государств. Многие из присутствующих также имеют дополнительное гражданство, гражданство Европейского союза, подразумевающее некое «общеевропейское гражданство». Последнее не относится к Совету Европы, который, как известно, не имеет статуса наднациональной политической организации.

Родившееся в Древней Греции понятие гражданства совершило, на сегодняшний день, кругосветное путешествие (не без вклада, если позволите напомнить, Франции, где в дни революции  1789 года была провозглашена знаменитая «Декларация прав человека и гражданина»).

Итак, у гражданина есть права и обязанности в отношении сообщества и государства, как и в отношении сограждан. Права граждан дополняют права человека и в известном смысле относятся к одной категории прав.

Однако противоречия несут угрозу и стабильному обществу. В сложившейся ситуации мы видим пример таких противоречий. Гражданин может испытывать желание защитить свою территорию и идентичность, не позволяя иммигрантам пересекать границу; в свою очередь, гуманист, озабоченный защитой прав человека, стремится границу открыть. Кому отдать предпочтение?

Понятие гражданства подразумевает существование группы, коллектива, сообщества лиц, имеющих общее гражданство. Означает ли это, что воля и желания группы должны иметь первенство во всех случаях, пусть даже в ущерб интересам и правам личности?

Разумеется, каждая группа, каждое сообщество вправе защищать свои интересы, собственное выживание. В целом выглядит вполне логичным, когда люди придерживаются принципов солидарности, коллективизма, а не узких, эгоистичных интересов. Но значит ли это, что группа или большинство в группе всегда правы, что большинство всегда должно преобладать над меньшинством?

Грустно сознавать, что сегодня во многих странах — в Турции, в России, в Венгрии, в Польше, но также и в других государствах Европы, пусть в разной степени, все чаще происходят нарушения прав человека, в особенности когда правительства этих государств, часто пользуясь поддержкой большинства населения, отходят от принципов европейской конвенции, апеллируя к интересам общества. Фактически «коллективное» начинает довлеть над «индивидуальным». Интересы общества, скорее мнимые, ставятся выше, чем права человека.

«Все мы разные и все мы граждане» — вот две справедливые реальности. Однако, если мы откажемся от компромисса между ними, могут возникнуть тяжелые противоречия. Именно поиски равновесия были и остаются целью европейской государственной мысли в истории как Совета Европы, так и Европейского союза.

Европейцы — разные, и они желают оставаться свободными личностями. Однако все мы одновременно граждане, несущие ответственность за мир и благоденствие сообщества, к которому принадлежим. Очевидно, что человечеству необходимо искать компромисс и точки равновесия.

Сегодня в Европе мы наблюдаем регресс. После распада СССР и коммунистической системы, после вхождения восточноевропейских государств в Совет Европы мы наблюдали невиданное в истории движение за права человека, плюралистическую демократию, свободу и открытость. Иными словами, мы наблюдали движение «европейского духа». Одним из проявлений этого стало рождение Московской школы политических исследований.

С тех пор ситуация изменилась. Поднимает голову национализм и авторитаризм. Мы видим это в Центральной и Восточной, но также и в Западной Европе. Я вижу это во Франции. Я с беспокойством и тревогой ожидаю результатов выборов в европейский парламент в мае 2019 года.

Сегодняшняя наша встреча в Берлине предоставляет замечательную возможность осознать и выразить отношение к сложившейся ситуации. Не может быть и речи о том, чтобы опустить руки. Думая о будущих поколениях, мы обязаны остановить регресс, отстаивая гуманистические ценности и принципы демократии, которые, несмотря на все препятствия, остаются подлинной «солью земли».

Перевод с французского Марка Дадяна