Общая тетрадь

вестник школы гражданского просвещения

 
 

Оглавление:

К читателю

Семинар

Берлинский форум

Тема номера

Вызовы и угрозы

Общество и СМИ

Гражданское общество

Точка зрения

Горизонты понимания

Наш анонс

Nota bene

Номер № 76 (1-2) 2019

Выборы Макрона, или Выбор Франции: французская политика в 2017–2018 годах

Ю.И. Рубинский, доктор исторических наук, главный научный сотрудник, руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН

Игорь Бунин. Выборы Макрона, или Выбор Франции: французская политика в 2017–2018 годах. — М.: Школа гражданского просвещения, 2018. — 200 с.

Это последняя книга выдающегося российского политолога Игоря Михайловича Бунина (1946–2018). Она посвящена теме, которую он любил и прекрасно знал — французской политике. В центре внимания автора — фигура Эмманюэля Макрона, избранного в 2017 году президентом Франции. Это событие стало одной из главных неожиданностей европейской политики последних лет — молодой технократ, для которого это были первые выборы, стал лидером одной из ведущих стран Старого Света. В книге подробно характеризуется президентская избирательная кампания во Франции, включая драматические и непредсказуемые «праймериз» голлистов и социалистов, показываются причины победы Макрона и анализируются его первые шаги в качестве главы государства. Книга может быть полезна всем, интересующимся проблемами современной политики и электоральными процессами.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга принадлежит перу Игоря Михайловича Бунина, безвременно ушедшего из жизни в возрасте 72 лет. Творческий путь этого выдающегося социолога, политолога, общественного деятеля был посвящен проблемам современной истории как Франции, так и России. Такое двойственное призвание стало далеко не случайным. И.М. Бунин окончил исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова в 1970 году — в период, когда политическая жизнь СССР вступила в долгую полосу брежневского застоя. Между тем бурные события мая 1968 года во Франции, получившие широкий резонанс во всем мире, не могли не привлекать пристального внимания учащейся молодежи и в нашей стране. Неудивительно, что первые шаги в деятельности И.М. Бунина как научного сотрудника ИМЭМО, затем Института сравнительной политологии и проблем рабочего движения АН СССР, обе его диссертации — кандидатская и докторская — были посвящены Франции.

Крутые перемены, произошедшие в начале 1990-х годов в России, сместили фокус научных интересов И.М. Бунина к отечественной проблематике. Именно он стал пионером применения в России современных методов политических технологий не только в теории, но и на практике — в ходе подготовки избирательных кампаний всех уровней и в большинстве регионов. В качестве эксперта-консультанта, генерального директора, а затем президента фонда «Центр политических технологий», директора информационного сайта «Политком.ру» И.М. Бунин приобрел заслуженную известность и уважение ведущих акторов российской политики самой различной партийной принадлежности. Его заслуги были отмечены орденом Дружбы, благодарностями правительства и мэра Москвы.

Вместе с тем И.М. Бунин не забывал и своего первоначального призвания — изучения проблем политической жизни Франции, которая вступила в полосу длительного системного кризиса. Такой «возврат к истокам» стимулировался тем, что симптомы порой аналогичных кризисных явлений наблюдались и в России. Именно этим и объясняется появление серии аналитических материалов Бунина о подготовке, основных этапах и первых итогах президентских и парламентских выборов 2017 года, которые нашли высокую оценку не только на родине, но и во Франции, где автор был удостоен звания кавалера ордена Почетного легиона.

Эти выборы открыли новую главу в политической истории страны. Если анатомия режима Пятой республики, созданного более полувека назад генералом де Голлем, — это асимметричный баланс главных ветвей власти с преимуществом исполнительной и ключевая роль главы государства как верховного арбитра между ними, своего рода «республиканского монарха», полностью сохранилась, а президентская вертикаль даже укрепилась, то физиология — партийно-политическая система, отношения центра с регионами, государства с гражданским обществом — претерпела коренные перемены.

Обе главные системообразующие партии — республиканцы справа и социалисты слева, регулярно сменявшиеся у власти на протяжении последних десятилетий, потерпели сокрушительное поражение. Оно усугубилось тяжелым внутренним кризисом обеих — как идейным, так и организационным, который ставит под вопрос их будущее, а вместе с тем и сохранение прежней биполярной партийной структуры в целом.  Результатом стала самая радикальная с 1958 года смена верхнего эшелона французской политической элиты. С авансцены общественной жизни ушли сразу три поколения бывших депутатов, министров, премьеров, президентов, которые начинали свою карьеру 30–40 лет назад.

В борьбе за важнейший пост президента победу одержал 40-летний Эмманюэль Макрон — самый молодой глава государства во Франции после Наполеона III. Между тем как он сам, так и его центристская партия «Вперед, Республика!», созданная по существу в ходе предвыборной кампании, были до этого практически не известны основной массе избирателей. Более половины ее депутатов, составивших абсолютное большинство в нижней палате парламента — Национальном собрании, никогда ранее не избирались и вообще являлись не профессиональными политиками, а выходцами из среды чиновничества, деловых кругов, организаций гражданского общества.  Радикальное обновление возрастного, гендерного, профессионального состава французского политического класса сопровождается пересмотром традиционных правил игры в борьбе за власть, как и смысла многих базовых ее понятий — левых и правых, консерватизма и прогресса, взаимосвязи внутренней и внешней политики. 

Причем на сей раз при переходе от одного электорального цикла к другому речь идет не просто о смене политического репертуара, предвыборных декораций, действующих лиц и исполнителей. Всего за полтора года — с мая 2017-го до октября 2018 года — новый президент и назначенное им правительство Эдуара Филипа провели через парламент 77 важных законопроектов, которые затронули самые разные стороны жизни французского общества. Они касаются борьбы с коррупцией и терроризмом, норм трудовых отношений, налоговой системы, иммиграционной политики, народного образования и многого другого. На очереди реформы пенсионного обеспечения, фискального режима, страхования от безработицы, наконец, частичная ревизия действующей Конституции 1958 года.

Молодой, энергичный и амбициозный президент развернул повышенную активность на международной арене: всего за год после прихода в Елисейский дворец он успел совершить 46 зарубежных поездок, посетил 29 стран, обогнув тем самым планету в общей сложности 5 раз, не считая его участия в конференциях и сессиях международных организаций. Не меньшее число иностранных гостей побывали за это время в Париже. «Франция вернулась!» — вызывающе заявил Э. Макрон на очередной сессии Всемирного экономического форума в Давосе.

Результаты проведения новых законов в жизнь скажутся не скоро, а издержки за них гражданам приходится оплачивать уже сейчас. Между тем справедливость распределения выгод и цены перемен между различными социальными категориями населения вызывает протесты экономически наиболее уязвимых групп. Это заметно отражается на рейтингах глав государства и правительства: если сразу после победы Э. Макрона на президентских выборах в мае 2017 года его программа и личные качества находили положительную оценку 62% опрошенных, то к осени 2018 года эта цифра снизилась до 31%, а число недовольных, наоборот, превысило 63%.

Этому способствовали конфликты интересов у ряда членов правительства, демонстративная отставка самого популярного среди них  министра экологии Н. Юло, скандал в связи с незаконным применением насилия личным телохранителем президента А. Беналлой и прочие промахи новых властей, во многом связанные с отсутствием у них опыта и профессионализма.

В этой связи у самих французов, как и у иностранных наблюдателей, возникают естественные вопросы о причинах, характере и перспективах происходящих в стране перемен, которые имеют не только внутреннее, но и международное измерение.

В какой мере приход к власти Э. Макрона и саму его фигуру (происхождение, взгляды, карьера, программа действий и методы) можно считать лишь преходящим эпизодом, «миражем в пустыне» — результатом случайного стечения обстоятельств, которые вполне могли бы сложиться по-иному? Или же речь идет об объективно назревшем, хотя и затянувшемся процессе модернизации социально экономической модели, сложившейся во Франции в первые послевоенные десятилетия и неспособной ныне дать ответ на вызовы глобализированного мира XXI в., что потребовало коренной ломки прежнего политического инструментария и смены связанных с ним элит.

Следует ли в данной связи рассматривать как свершившийся факт переход от прежней биполярной партийной системы Пятой республики к нынешней безальтернативной гегемонии центристской «лево-правой» партии власти, опирающейся на верхний слой городского среднего класса, который успешно вписался в глобализацию, евростроительство, цифровую революцию? Либо она рано или поздно распадется под давлением национал-популистских движений на крайних флангах политического спектра (как это уже произошло в ряде стран Евросоюза, а отчасти даже в США или Великобритании), тем более что
социальный состав «народного» протестного электората обоих все более схож?

Окончательные ответы на все эти вопросы даст только время — сегодня, как ни парадоксально, известная доля истины есть в каждой из всех четырех перечисленных гипотез, которые только на первый взгляд выглядят взаимоисключающими. Тем не менее уже сейчас неоценимую помощь в поисках таких ответов окажет российскому читателю предлагаемый его вниманию комплекс глубоких и блестящих по форме аналитических очерков И.М. Бунина о подготовке выборов 2017 года во Франции, ходе кампаний и их результатах. 

К большому сожалению, внезапная неожиданная кончина И.М. Бунина не позволила ему завершить начатый труд, придав ему объем и форму полноценной научной монографии. Тем не менее издатели не сочли себя вправе вносить какие-либо существенные изменения в яркий, оригинально-личностный авторский текст, ограничившись его сугубо технической корректировкой и постраничными комментариями.