Общая тетрадь

вестник школы гражданского просвещения

 
 

Оглавление:

К читателю

Семинар

Тема номера

Идеи

Выборы

Местное самоуправление

Право и религия

Гражданское общество

Точка зрения

Горизонты понимания

Наш анонс

Наш анонс

Nota bene

№ 1 (58) 2012

Кому и зачем нужно гражданское образование в России?

Анатолий Лубский, доктор философских наук, профессор кафедры социологии, политологии и права Института по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук ЮФУ

Гражданское образование уже давно существует в западноевропейских странах, где подготовка новых поколений к самостоятельной жизни является обязательной. Однако опыт, накопленный в этих странах, трудно использовать в России, поскольку гражданское общество и правовое государство у нас пока лишь проектируемая реальность. Чужой опыт, сформированный в иной социокультурной среде, всегда проблематичен для восприятия, но из этого опыта можно почерпнуть вдохновение в поиске ответа на волнующий нас вопрос: кому и зачем сегодня нужно гражданское образование в России?

Во-первых, оно нужно государству, которое видит его цель в подготовке законопослушных граждан, патриотов-государственников. Во-вторых, либеральному сегменту российского общества, для которого цель образования состоит в подготовке граждан, способных жить в условиях демократии. И, в-третьих, оно необходимо, конечно, поколению молодых людей, только вступающих в жизнь. В этом случае его цель состоит в том, чтобы помочь им обрести гражданскую идентичность и научиться жить в обновленном российском обществе с учетом перспектив его развития.

В рамках модного сегодня «компетентностного подхода» можно выделить два представления о том, что такое гражданское образование:

— это система воспитания и обучения, предусматривающая создание условий для формирования у человека гражданской позиции и компетентности и обретения опыта общественно полезной деятельности;

— общественно-государственная, социально ориентированная система обучения и воспитания, направленная на формирование гражданской компетентности, навыков демократической культуры и удовлетворяющая потребности в социализации в интересах личности.

Эти два представления базируются на разном понимании целей гражданского образования в России: в первом случае речь идет о формировании компетентного гражданина, во втором — личности, способной жить в гражданском обществе. Мне же кажется, что его цель состоит в развитии гражданской культуры как метапрограммы жизнедеятельности человека. И с этой точки зрения должно включать в себя формирование таких структурных компонентов, как: (а) гражданские представления (когнитивный аспект); (б) гражданские ценности (аксиологический аспект), (в) гражданские установки (поведенческий аспект). Гражданские представления и гражданские ценности — основа идентичности гражданина любой современной страны, а гражданские установки — основа его жизнедеятельности.

Для современного российского общества с учетом его социокультурных традиций важно не столько юридическое определение «гражданина», сколько содействие развитию его культурно-нравственного потенциала. Гражданственность в России всегда была тесно связана с патриотизмом и гордостью за свою страну. Но не следует забывать, что в условиях нарождающегося гражданского общества молодые люди, делая свой жизненный выбор, начинают мыслить самостоятельно. А это значит, что и мы как преподаватели обязаны им в этом помочь, опираясь на свой жизненный опыт. Без наших интеллектуальных и организационных усилий система гражданского образования в стране не появится. Маурицио Каттелан. Без названия. 2009