Общая тетрадь

вестник школы гражданского просвещения

 
 

Оглавление:

К читателю

Семинар

Тема номера

Идеи

Выборы

Местное самоуправление

Право и религия

Гражданское общество

Точка зрения

Горизонты понимания

Наш анонс

Наш анонс

Nota bene

№ 1 (58) 2012

О педагогических основаниях гражданского образования


Определимся с понятиями. Безусловно, любое образование предполагает создание условий для формирования личности в процессе обучения и воспитания. В нынешних российских условиях, чтобы решить проблему относительно безболезненного вхождения молодого человека во взрослое сообщество, да еще претендующего на активную гражданскую позицию, на наш взгляд, необходимо:

1. Не забывать, что перед нами живой человек со своими врожденными способностями и приобретенными привычками, то есть с определенным репертуаром поведения. И поскольку этот «репертуар» имеет возрастные особенности, их необходимо изучать, учитывая, что школьнику (как, впрочем, и сегодняшнему студенту) предстоит вначале знакомство с знаково-символическим пространством, имеющим отношение именно к гражданскому образованию. А знаки и символы, как известно, сами по себе лишь «мертвые» отражения реальности, требующие понимания, то есть извлечения заложенных в них смыслов.

2. Поэтому педагог должен помочь школьнику начать думать и развивать навыки абстрактно-рационального мышления. А для этого нужно объяснять, что такое знак, символ, художественный образ, чем, например, дорожный знак отличается от математического символа и т.д.

3. Помнить, что этот переход — от того, что человек просто видит или слышит, к сознательному восприятию окружающего мира — очень важен для понимания еще с детства не только явлений природы, но и человеческого общества, поведения людей, научных открытий, произведений искусства. То есть, другими словами, для поиска своего места в жизни и ее смысла.

4. Следует постоянно иметь в виду, что чувство и мысль, благодаря которым школьники познают окружающий мир, наделяя его своими смыслами, — это две альтернативы мироотношения. Поэтому, когда создаются модели гражданского образования и конструируется мыслительный образ гражданина, а затем эта модель используется во время деловых, ролевых или имитационных игр, стоит обращать внимание на то, как их участники ведут себя, на что реагируют, как оценивают происходящее и т.д. При этом важно объяснять, отчего поведение или реакция одних игроков отличается от реакции и поведения других. Адекватное отношение к альтернативным моделям поведения, точкам зрения будет во многом определять их поступки во взрослой жизни, участие в общественной жизни.

5. Таким образом, педагогу следует помнить о единстве знаково-символического, художественного и абстрактно-рационального освоения действительности, составляющих основу любого образовательного процесса. Хотя рациональное мышление и интуитивно-образное — разные по своей природе. Но, как правило, на это не обращают внимания.

Школьники, как и студенты, должны знать, какой опыт они приобретут, включаясь в процесс гражданского образования.