Общая тетрадь

вестник школы гражданского просвещения

 
 

Оглавление:

К читателю

Семинар

Тема номера

Идеи

Выборы

Местное самоуправление

Право и религия

Гражданское общество

Точка зрения

Горизонты понимания

Наш анонс

Наш анонс

Nota bene

№ 1 (58) 2012

Попытка вырваться из колеи культурной традиции

Наталья Бинеева , доцент кафедры социальных коммуникаций и технологий

Хочу напомнить, что задача введения гражданского образования в современной России была поставлена в конце 1990-х годов министерством образования. При этом проект министерства предусматривал реализацию поставленной задачи в контексте всего комплекса общеобразовательных дисциплин при одновременном включении курса «граждановедение». Это можно рассматривать как осознанную реакцию на деидеологизацию школы и одновременно как ответ на потребность в другой, некоммунистической перспективе социализации личности. Концепция образовательных стандартов «граждановедения» включала три ступени, начиная с 5-го класса. Целью первой ступени было— освоение ребенком моральных ценностей, «формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества»; целью и задачей второй — освоение комплекса знаний и умений, необходимых для будущей самостоятельной жизни в обществе. И третьей — формирование гражданской позиции и социально- политической ориентации, нацеленных на «умение защищать свои права и права других граждан, строить индивидуальную и коллективную деятельность». При этом впервые в истории страны компонент гражданского образования вводился с 5-го класса с акцентом на совмещение знаниевого подхода с практиками социальной активности.

Однако уже в начале «нулевого» десятилетия постепенно социальный аспект в программных документах Минобразования стал трансформироваться. В новых стандартах понятие «граждановедение» было заменено другим понятием — «обществознание». Думаю, что это произошло не случайно. Гражданское образование в центр внимания ставит личность (граждановедение — как знание о гражданине и гражданственности), когда окружающий социальный мир рассматривается сквозь призму личности и ее положения в государстве. Этот подход лежит в основе европейской философии гражданского общества и гражданских прав. А затем граждановедение заменяется обществознанием, и вновь, как и прежде, в центре социальной картины оказывается не человек, а государство, отождествляемое с обществом, и формирование патриотизма как служение государству, выражающему единство коллективного целого, отечески заботящегося о человеке. То есть мы снова возвращаемся в колею вековой российской культурной традиции трактовки человека как части народа, а самого народа как биосоциального организма, или особого этноса.

При этом педагогическое сообщество учителей, реализующих программу обществознания, совсем не задумывается об этих идеологических коннотациях. Одна из причин этого, на мой взгляд, в том, что преподавание обществознания находится в ведении учителей-историков, воспроизводящих традицию «патернализма» в силу своей прежней предметной принадлежности. Марико Мори. НЛО. 2005