Общая тетрадь

вестник школы гражданского просвещения

 
 

Оглавление:

К читателю

Семинар

Тема номера

Идеи

Выборы

Местное самоуправление

Право и религия

Гражданское общество

Точка зрения

Горизонты понимания

Наш анонс

Наш анонс

Nota bene

№ 1 (58) 2012

Между директивностью и демократичностью

Ирина Панасенко, управляющая делами Советского района г. Ростова-на-Дону

Постоянно задаю себе как чиновнику с девятилетним стажем работы и педагогу с пятнадцатилетним два вопроса: (1) какие «прививки» следует сделать нашему образованию, чтобы научится взращивать гражданина? (2) какими методами следует руководствоваться в формировании гражданской позиции ребенка?

Понятно, что главным результатом гражданского воспитания должна стать личность, которая обладает не только практическим умением активно участвовать в общественной жизни, но и моральными качествами, такими как ответственность, порядочность, добросовестность, честность, принципиальность, дисциплинированность и т.д.

Однако любое образовательное учреждение сегодня работает с учетом имеющихся у него ресурсов (кадров, методологии, материальных и финансовых возможностей). За последние 20 лет квалификация учителя — человека, который должен формировать гражданскую позицию у ребенка, — перестала вызывать доверие. ЕГЭ показал, что системность в работе ученика, прилежное отношение к урокам, ответственность — непринципиальны. Важны стрессоустойчивость, быстрота реакции, умение рисковать и т.п. Всему этому нужны противовесы.

И прежде всего, на мой взгляд, становится актуальной практическая направленность образовательной деятельности — включенность молодежи в жизнь местного сообщества, ориентация школьника на общественно полезные дела. При этом речь идет и о социальных проектах, и о благотворительных акциях, и о поисковой работе и пр. Для обеспечения условий развития гражданских компетенций необходимо постепенное освоение пространства социальной жизни — каждый раз на соответствующем для школьника возрастном уровне. И при этом нельзя забывать о душе ученика, о формировании в нем ответственности, понимании своих прав. Словом, нужно стартовое действие. Но как и кто его совершит?

Сошлюсь на известный пример: в 2001 году в Северной Каролине (США) был принят закон «Школьники — граждане», на основании которого отдел образования штата должен был внести изменения в программу по социальным дисциплинам, включив в нее материалы по граждановедению и воспитанию гражданственности. Закон рекомендовал обязательное просвещение относительно важности голосования и участия будущих совершеннолетних граждан в демократическом процессе; знакомство с информацией о текущих событиях и структуре правительства; с материалами о демократическом процессе и о том, как создаются законы. Это в старших классах. А в средних — посещение правительственных учреждений, таких как местная тюрьма, здание суда или муниципалитета; приобретение навыков анализа проблем местного сообщества и выработки рекомендаций местным должностным лицам и, наконец, вовлечение в общественные объединения.

По сути, этот закон не только диктует развитие гражданского образования и воспитания в школах, но и рекомендует, что конкретно следует воспитывать в современных учащихся. Казалось бы, закон навязывает стандарт «сверху», но этот стандарт вполне демократический. Во многих западных странах сегодня в области гражданского образования совершается переход к межпредметному, инструментальному подходу, когда преподаватели стремятся не просто к передаче знаний, но и учат школьников дискутировать, собирать и анализировать информацию. Иными словами, это — «мыслительная учебная программа», ориентирующая не только на приращение нового знания, но умение учиться думать самостоятельно. Появились также специальные программы по обучению школьников разрешению конфликтов и ведению переговоров.

До 1917 года в школах Российской империи учебный день начинался обычно с молитвы. А американские школьники вместо «Отче наш...» читают «молитву» следующего содержания: «Я верю в Соединенные Штаты Америки как государство народа, из народа и для народа, чья прочная сила в согласии граждан; в демократию, в республику; в единую Нацию перед Богом многих суверенных штатов; в прочный союз, единый и неделимый; в принципы свободы, равенства и справедливости, за которые американские патриоты жертвовали своими жизнями и благополучием. Я поэтому верю, что моей обязанностью является любить страну, следовать ее Конституции, повиноваться ее законам, почитать ее флаг и защищать ее от врагов».

А в наших школах только в 7-м классе впервые учат гимн России. На торжественных мероприятиях звучит только один куплет и припев гимна. А сколько взрослых граждан знает весь текст? Возможно, кто-то посчитает, что это не столь важно для развития гражданского самосознания. Но я лично с этим не согласна. Думаю, что, после того как наше образование оказалось духовно пустым, едва ли можно рассчитывать на быстрый успех наших усилий по формированию российского гражданского общества. Такаши Мураками. Инсталляция. 2007