Общая тетрадь

вестник школы гражданского просвещения

 
 

Оглавление:

К читателю

Семинар

Тема номера

Идеи

Выборы

Местное самоуправление

Право и религия

Гражданское общество

Точка зрения

Горизонты понимания

Наш анонс

Наш анонс

Nota bene

№ 1 (58) 2012

Проектная деятельность школьников как способ воспитания гражданина

Ольга Пономаренко, заместитель директора по воспитательной работе школы № 87 (Ростов-на-Дону)

П.А. Столыпину принадлежит актуальная для нашего времени мысль. Он считал, что «сначала надо воспитать гражданина, а потом гражданственность сама воцарится на Руси». Для того чтобы это действительно произошло, мы учим школьников социальному проектированию. Главной особенностью этого вида деятельности является ориентированность на позитивное решение общественно значимых проблем. Как показывает наш опыт, пожалуй, ничто так эффективно не формирует у школьника гражданскую компетентность, как социальное проектирование — готовность и способность реализовывать свои гражданские права и обязанности.

Педагог, вовлекший детей в проектирование, создает условия, при которых обучающийся осваивает навыки определения и анализа социальных проблем. Учится формулировать цели и задачи проекта, овладевает методами поиска информации, учится составлять проектную документацию; овладевает способами презентации результатов проекта и т.д. Приведу несколько примеров такого проектирования.

Проект «Демократическая республика “Надежда”» — форма детско-взрослого школьного соуправления. Он знакомит школьников с методами и процедурами общественно-политической деятельности государства и в то же время наглядно демонстрирует, как работает гражданское общество. Этот проект требует минимальных ресурсов, а на деле является богатым комплексом средств воспитательной работы. В процессе проектирования каждое направление деятельности возглавляет «министр», избранный тайным голосованием, главным помощником министра является куратор-педагог. При этом школьники, сталкиваясь с разными проблемами, как правило, их успешно решают.

В ходе реализации проекта «Уроки детей для взрослых» школьники выражают озабоченность по поводу проблем конкретного микрорайона: алкоголизма, наркомании, асоциального поведения взрослых и подростков. И свой личный вклад в борьбу с ними формулируют в форме уроков — обращений к взрослым. Происходит это так: например, в холле районной поликлиники размещают выставку фотофактов «Безнравственное поведение» и плакатов «Жизнь без вредных привычек», организуют выступление агитбригады «Мы выбираем здоровый образ жизни», раздают посетителям поликлиники авторские листовки «Не вреди себе сам», пишут публичные обращения «Подрастающее поколение смотрит на вас». А затем проводят опрос своих «сограждан» на тему: «Нужен ли такой урок взрослым», обсуждают динамику вовлеченности «обучающихся» в реализацию проекта. «Уроки детей для взрослых» организуются учащимися школы на протяжении уже пяти лет.

Работая над проектом «Доброе сердце», школьники стремятся к раскрытию добросердечия у детей и взрослых, преодолению социального равнодушия, овладению азами гражданской культуры. Все это происходит во время встреч с участием художников, сбора добровольных пожертвований в пользу семей с детьми-инвалидами, презентаций книг (в частности, книги Ирины Ясиной «Человек с человеческими возможностями»), просмотра фильмов цикла «Кино без барьеров», обсуждения книг, выпущенных в серии «Другой, другие, о других».

Цель экологического проекта «Пока не иссякли родники…» — забота о сохранении и использовании родников Ростова как естественных источников пресной воды. В ходе проекта ребята проводят мониторинг качества воды 4 родников Ростова и уже в течение 10 лет обеспечивают уход за ними, а также организуют выставки своих рисунков, читают стихи и т.д.

Участники проекта «Ростовчане должны знать, в честь кого названы улицы родного города» рассказывают об этом в автобусах и маршрутных такси, пишут обращения в администрации районов и директорам пассажирских автопредприятий.

Наш опыт показывает, что такие проекты актуальны и значимы, они реалистичны и не требуют, как я уже сказала, больших материальных затрат. А главное, в их реализации участвуют самые разные взрослые партнеры.

Роберт Гобер. Без названия. 1999