Общая тетрадь

вестник школы гражданского просвещения

 
 

Оглавление:

К читателю

Семинар

Тема номера

Идеи

Выборы

Местное самоуправление

Право и религия

Гражданское общество

Точка зрения

Горизонты понимания

Наш анонс

Наш анонс

Nota bene

№ 1 (58) 2012

Кто научит молодого человека жить в своей стране?

Ирина Черкашина, директор ростовской региональной общественной организации «Центр содействия экологическим инициативам «Экомост»», доцент ЮФУ

Приблизительно так я сформулировала бы социальный заказ на гражданское образование, учитывая, что на общеобразовательную школу сегодня мало кто рассчитывает. Многие родители понимают, что школа в начале второго десятилетия XXI века оказывает лишь услуги по подготовке к ЕГЭ, все остальные ожидания напрасны. Неслучайно поэтому так активно стали развиваться общественные (негосударственные) формы просвещения и образования: клубы, летние специализированные лагеря, экологические сборы и т.д. Является ли это гражданским образованием?

Очевидно, да. Школы молодой семьи, обучая молодых родителей медико-гигиеническим навыкам, параллельно задают им планку гражданских прав и обязанностей. Добровольческие центры обучают навыкам грамотной помощи близким и «далеким» людям, мотивируют подростков к волонтерству и помощи ближнему. Экологические объединения занимаются реальной природоохранной деятельностью, одновременно задавая нормы и ценности ответственного поведения человека в окружающей его среде. И так далее.

Наблюдая за развитием некоммерческого сектора на юге России с начала 1990-х годов, могу сказать, что гражданским образованием как раз таки занимается не средняя школа, а те, кто знает, как защитить человека от насилия со стороны государства, как ответственно подходить к планированию своей деятельности, как пользоваться государственными услугами без ущерба для собственного времени и здоровья.

Школьные учителя осознают, что государственное учреждение не позволит сформировать свободного, ответственного и грамотного гражданина, поскольку такой гражданин угрожает самой системе «вертикального» государственного управления. А отсюда следует, что гораздо эффективнее этого добиться на независимых образовательных площадках семинаров, конференций, круглых столов, летних школ, используя потенциал организаторов и экспертов НКО. Впрочем, нами все еще мало использован потенциал культурного партнерства государственного сектора (средняя школа) с негосударственным в виде всевозможных образовательных сетей, которые без лишней «дисциплины» и давления помогут подростку, обдумывающему свое житье-бытье, найти способ, как же все-таки «Родину понять?».