Общая тетрадь

вестник школы гражданского просвещения

 
 

Оглавление:

К читателю

Семинар

Тема номера

Политическая культура

Точка зрения

Государство и общество

СМИ и общество

Реформация и общество

История учит

Идеи и понятия

Горизонты понимания

Наш анонс

Nota bene

№ 3-4 (63) 2013

«Цифровая революция» как импульс демократии

Филипп Корбат, аспирант РГПУ им. А.И. Герцена, факультет социальных наук

С конца XX века началась эпоха Интернета и других современных информационнокоммуникационных технологий (ИКТ), которые навсегда изменили формат получения и обмена информацией. В результате менее чем за 15 лет каждый пятый человек на земле получил доступ к Интернету, что не могло не повлиять в том числе и на развитие демократических процессов.

С появлением персональных компьютеров, в 1980–1990 годы, пользователи, имеющие доступ к глобальной Сети, стали выступать в качестве независимых медиа (блоги, Живой Журнал и т.д.). Это считалось революционным прорывом с технологической и социальной точек зрения. Последствия наступающей цифровой демократии часто характеризовались наблюдателями как «тотальная революция», касающаяся политики, и как технологическое решение проблемы доверия граждан к правительству, а также как инструмент регулирования институциональной системы.

Иначе говоря, в последние десятилетия мы стали свидетелями нескольких волн «цифровых революций»: в 1980х — начало эпохи теледемократии. По утверждению экспертов, широкое распространение телевидения породило надежду, что благодаря телевизионным сетям граждане смогут быстрее ориентироваться в политике. Затем станет возможным преодоление барьеров (географического, социального и пр.) с целью реализации форм непосредственной демократии, без посредников, таких как партии, отдельные политики и пр.

В начале 1990х появились новые перспективы — рождение онлайнсообществ в Интернете. Ожидалось, что эти сообщества смогут полностью устранить разрыв между городом и деревней, наладив между ними постоянную социальную коммуникацию и взаимную социализацию.

Рубеж XX–XXI веков стал временем интернетбума. Возможности «цифровой демократии» вышли на новый уровень. Основная идея — перспектива участия масс в политике и принятие решений через Интернет. При этом полагали, что в некоторых областях граждане могут наряду с институциональной политикой государства создавать независимое пространство политической реальности*. Вскоре произошел резкий рост социального участия и использования Интернета как средства для выработки политики (онлайнпетиции, блоги, гражданская журналистика и так далее)*.

Таким образом, «цифровая революция» привела к формированию информационного общества с новыми ценностями и возможностями, бросая вызов традиционной политической парадигме государственной власти и бюрократическому управлению. Великие научные открытия всегда ведут к технологическим революциям, которые глубоко влияют не только на экономику и культуру общества, но и на теорию и практику политического участия и управления. По аналогии с агропромышленной революцией цифровая революция положила начало структурным изменениям. Информационные технологии стали катализатором изменений в области организации труда, образования, социальной структуры и политики.

Всемирная сеть становится все более универсальным и эффективным средством коммуникации. Число интернетпользователей в мире выросло с 10 млн в 1993 году до 870 млн в 2004м (14% населения земли), а в конце 2012 года было уже 2,3 млрд человек*. Количество абонентов мобильных телефонов в начале 2014 года составляло больше 7 млрд*. Но не только число пользователей росло быстрыми темпами, качество обмена информацией также постоянно совершенствуется и движется в сторону конвергенции различных ИКТ. Интеграция мультимедийных информационнокоммуникационных сетей постоянный процесс, что в конечном счете сказывается и на политическом процессе.

Последствия быстрого роста объема и качества политической информации, ее влияние на развитие демократических процессов мало предсказуемы. Их интернетификация зависит в большой степени от институтов, и общие закономерности взаимодействия информационнокоммуникационных технологий могут рассматриваться с этой точки зрения. Но очевидно, что сами по себе ИКТ являются лишь средством для достижения какихлибо целей, не обладающим априори ни демократическими, ни какимилибо другими свойствами. Сами по себе это нейтральные инструменты. Тем не менее постановка задачи, определенные институциональные рамочные условия могут способствовать использованию ИКТ для развития демократии, в том числе в рамках виртуальных групп обсуждения актуальных проблем общества. Граждане географически не ограничены, собираясь в виртуальные форумы, чтобы дискутировать на различные темы, выдвигать решения, критиковать действия чиновников и т.д. Этот процесс влияет на эффективность общественного активизма.

Классическая западная модель демократии опирается на законы, процедуры, правила, обеспечивающие разделение властей: законодательной, исполнительной и судебной. Система сдержек и противовесов между ветвями власти помимо их взаимного контроля поддерживается также электоральным контролем граждан, средствами массовой информации, деятельностью гражданских акторов. Информированность участников этого процесса — неотъемлемое условие его эффективности, или, другими словами, качества демократии. Отсутствие информации, ее дозирование государством — это проблема, которую можно решать с помощью новых технологических возможностей. Интернет обеспечивает платформу для неформальных видов политической деятельности, которые трудно реализовать в отрезанном от информации мире.

Услуги, предоставляемые компьютерными сетями, например проведение электронных опросов, референдумов, открытых онлайндискуссий и т.д., способны максимально приблизить граждан к процессу принятия решений, то есть через дебаты, демонстрацию мнений, точек зрения, экспертизы реализовать совещательную форму демократии.

Объединение духа древних Афин (прямой демократии) с технологиями XXI века может дать необходимый импульс демократии. Идея свободного обсуждения массами актуальных тем в Сети была воплощена в так называемой коммунитарной концепции Говарда Рейнгольда. В своей фундаментальной работе о виртуальном сообществе* Рейнгольд говорит, что виртуальные сообщества являются социальными агрегатами, которые серьезно влияют на общественные обсуждения. Политическое значение виртуальной Сети, по мнению автора, лежит в способности бросить вызов существующей политической иерархии монополий на мощные средства массовой коммуникации и, возможно, таким образом возродить прямую демократию. В виртуальной Сети граждане могут собраться вместе, дискутировать, обсуждать, советовать, координировать, собирать подписи и составить мнение, игнорируя географическое и временное пространство, что сейчас происходит во многих странах, в том числе и в России.

Участие в виртуальных сообществах может привести к формированию прямого волеизъявления демократическим путем как можно большего числа граждан, без необходимости представительского фильтра в виде парламента или других традиционных институтов. В виртуальных форумах обсуждения дебаты могут быть организованы синхронно или асинхронно. Участники консенсусной дискуссии могут гибко связывать аргументы, создавать перекрестные дискуссии, а затем переходить к групповому обсуждению, создавая одновременно итерационный и интерактивный процесс обмена мнениями с возможностью корректирования общей воли, которая станет приемлемой для всех.

Фортунато Деферо. Американские горки на острове Кони. 1929