Общая тетрадь

вестник школы гражданского просвещения

 
 

Оглавление:

К читателю

Тема номера

Вызовы и угрозы

Ценности и интересы

Гражданское общество

Региональная и муниципальная жизнь

Концепция

Наука и общество

Горизонты понимания

Nota bene

Семинар

№ 4 (50) 2009

К читателю

Юрий Сенокосов, главный редактор журнала «Общая тетрадь»

Российский гражданин, если он считает себя таковым, а не только потому, что об этом написано в его паспорте, на мой взгляд, обязан делать три вещи. Ходить на выборы, платить налоги и думать самостоятельно, то есть быть просвещенным, современным человеком. Что, разумеется, не просто, и мы знаем об этом по собствен ному опыту. Заставить человека стать просвещен ным невозможно. Каждый из нас должен постарать ся это сделать сам. 

Сошлюсь в этой связи на Канта, который в своей из вестной статье о просвещении писал, что если у вас есть священник, врач и адвокат, то зачем тогда утруж дать себя и думать о грехах, своем здоровье, правона рушениях? Ведь есть же эти люди, которые отпустят грехи, вылечат, выступят в суде и добьются оправда ния, если вы не виноваты. Действительно, есть. А ес ли не оправдают, не вылечат и не отпустят грехи?

Что из этого следует? Что мы должны быть одно временно и священниками, и врачами, и адвоката ми? Разумеется, нет. Провозглашая, что «просвещение — это выход человека из состояния несо вершеннолетия, в котором он находится по собст венной вине», Кант имел в виду, конечно, другое. А именно, — когда люди становятся взрослыми, они обязаны думать самостоятельно, чтобы их не обманывал ни врач, ни адвокат, и не полагаться только на священника. То есть предлагая фактиче ски задуматься над смыслом вошедшего в европей скую культуру XVIII века понятия «гражданское об щество», в рамках которого между людьми может развиваться процесс взаимного уважения и нахож дения точек для сотрудничества, партнерства и уча стия в общественных делах во имя общего блага.

Второе: надо ходить на выборы. Разумеется, надо, если вы уже начали думать и хотите, чтобы в стране появились независимые институты и гражданское общество, способное контролировать власть и бюрократию.

То же самое относится к налогам. Конечно, их надо платить. Потому что гражданское общество немыслимо без независимых от власти институтов. Именно от власти, а не от государства, потому что если у нас появится сильное гражданское общество, то появится и правовое государство, которое как институт не тождественно власти. Ибо государство — это политический союз граждан, тогда как власть — только полномочия, которыми ее наделяют граждане в результате публичной дискуссии и демократических выборов, а управление является реализацией полученных полномочий в рамках Основного закона.

Следовательно, лишь благодаря этому может появиться в России со временное гражданское общество. Или, как писал эксперт Школы Эрнест Геллнер в своей книге «Условия свободы»: «Та совокупность различных неправительственных институтов, достаточно сильных, чтобы служить противовесом государству и, не мешая ему, выполнять роль миротворца и арбитра между основными группами интересов, сдерживать его стремление к доминированию и атомизации ос тального общества»*.

Для появления таких институтов необходимо прежде всего преодо левать существующее в стране недоверие между людьми на путях гражданского просвещения и осознания смысла  свободы.  Однако это осознание еще не способствует формированию гражданской по зиции, если человек не предпринимает для этого личных усилий. То есть не разграничивает, не различает формальное состояние гражданства, которым можно пользоваться, оставаясь частным, граждански пассивным лицом, и практику гражданства, которая предполагает деятельное участие граждан в обсуждении общих дел и вынесении соответствующих решений о частном с позиций общего.