Общая тетрадь

вестник школы гражданского просвещения

 
 

Оглавление:

К читателю

Тема номера

Вызовы и угрозы

Ценности и интересы

Гражданское общество

Региональная и муниципальная жизнь

Концепция

Наука и общество

Горизонты понимания

Nota bene

Семинар

№ 4 (50) 2009

Российское село: региональный опыт пенсионного обеспечения

Федор Луковцев, председатель попечительского совета Негосударственного пенсионного фонда (НПФ) «Эрэл» президент Ассоциации НПФ Сибири и Дальнего Востока

В статье использованы статистические данные Пенсионного фонда России и материалы доклада «Состояние социальнотрудовой сферы села и предложения по ее урегулированию» за 2008 год, подготовленного Центром всероссийского мониторинга социальнотрудовой сферы села Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства.

Состояние системы государственного пенсионного обеспечения в современной России представляет собой одну из острейших социальноэкономических проблем. Социальная значимость пенсионного обеспечения определяется тем, что оно затрагивает жизненноважные интересы свыше 38 миллионов человек (табл. 1). На сегодняшний день доходы пенсионеров попрежнему отстают от постоянно растущего уровня цен. Основная проблема пенсионного обеспечения на данном этапе — низкий уровень коэффициента замещения пенсией заработной платы — 23,5 %.

Таблица 1

ЧИСЛЕННОСТЬ ПЕНСИОНЕРОВ И СРЕДНИЙ РАЗМЕР ИХ ПЕНСИЙ

по состоянию на 1 марта 2009 года

 

Категории пенсионеров

Численностьпенсионеров, тыс.чел.

на 1.03.2009

Средний размер пенсии, рублей на 1.03.2009

Всего  пенсионеров

38650

4741

Получатели трудовых пенсий

 

35758

 

4842

из них:

 

 

по старости

30236

5104

по инвалидности

3839

3657

по случаю

потери кормильца

 

1683

 

2841

пенсии по государственному пенсионному обеспечению

 

 

 

2892

 

 

 

3483

 

 Не менее острая проблема складывается и в отношении будущих пенсионеров, кто еще трудится и только формирует свое пенсионное будущее. Неблагоприятная демографическая ситуация, высокий уровень безработицы, постоянно меняющаяся пенсионная система (отмена накопительной части для поколения 1953–1966 гг. рождения, изменение размера страховых тарифов в Пенсионном фонде России) — все это усугубляет кризис в национальной пенсионной системе.

При этом особое беспокойство вызывает ситуация в российской деревне. Медленная адаптация сельских жителей к новым рыночным условиям, хроническая безработица, отсутствие современной инфраструктуры (дороги с твердым покрытием, электроэнергетика, газ, Интернет) и других конкурентных ресурсов делают сельскую территорию заведомо депрессивной и далекой от модернизационных процессов.

Настораживает и ухудшающаяся демографическая ситуация в сельских поселениях относительно города — снижение в последние годы численности подростков (11–15 лет) и увеличение населения предпенсионного возраста (женщины 50–54 лет и мужчины 55–59 лет). Вследствие этого меняются условия замещения лиц предпенсионного возраста молодежью, вступающей в трудоспособный возраст: по сравнению с 2000 годом оно снизилось в 2,3 раза.

Таблица 2

ЗАМЕЩЕНИЕ ЛИЦ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА МОЛОДЕЖЬЮ, ВСТУПАЮЩЕЙ В ТРУДОСПОСОБНЫЙ ВОЗРАСТ

(на начало года, тыс. чел.)

Годы

Сельское

Сельское население

Процент

 

население

предпенсионного возраста

замещения

 

в возрасте

(женщины 50–54 лет,

 

 

11–15 лет

мужчины 55–59 лет)

 

2000

3700,5

1557,8

237,5

2007

2573,8

2414,4

106,6

2008

2397,8

2508,0

104,6

 

Это очень важные показатели, влияющие на картину пенсионной ситуации на селе уже в ближайшем будущем, учитывая, что основная нагрузка по ведению домашнего и подсобного хозяйства лежит на пенсионерах, а материальная стабильность сельских семей напрямую зависит от ежемесячной государственной пенсии. Между тем коэффициент замещения государственной пенсией заработной платы в сельской местности относительно среднероссийского уровня составляет почти 82 %, что говорит только о том, что заработная плата здесь крайне низка. Поэтому отнюдь не случайно за чертой бедности по денежным доходам в настоящее время находится свыше 16 млн сельских жителей, то есть около 40 % от общей численности сельского населения, составляющего примерно 27 % от общей численности граждан России.

 Средняя заработная плата в сельском хозяйстве, по данным бухгалтерского отчета Минсельхоза России, составляла в 2007 году 5 761 руб., или 42 % от общероссийского уровня. Но даже эту заработную плату получают сегодня только те, кто трудится на предприятиях АПК и в коллективных хозяйствах. А основная масса сельских жителей, которые занимаются личным подсобным хозяйством (ЛПХ) — это их единственное место работы, — являются фактически безработными. Однако органы занятости отказывают им в регистрации в качестве безработных, мотивируя отказ наличием у них земельной доли или приусадебного участка, поскольку якобы существует возможность реализации продукции, выращенной или полученной с подворного хозяйства. Например, продал мешок картошки или банку сметаны, и ты уже трудоустроенное лицо.

Ясно, что в этих условиях таким «трудоустроенным лицам», а точнее, подавляющему большинству сельских жителей невозможно повлиять на размер своей будущей пенсии. Так как в рамках существующей пенсионной системы от них требуют официальных справок о занятости и стабильном заработке, с которого уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд России. В противном случае, при минимальном трудовом стаже в 5 лет, государство гарантирует им лишь выплату базовой части пенсии (с 1 декабря 2009 года — 2 460 рублей).

Следовательно, для сельских жителей требуется иная модель пенсионного обеспечения, а именно — основанная на технологиях государственного стимулирования пенсионного самообеспечения. В ряде регионов России уже есть подобный опыт с привлечением института негосударственных пенсионных фондов (НПФ). В частности, с 2004 года в Республике Саха (Якутия) и с 2005 года в Агинском Бурятском автономном округе Забайкальского края действует механизм софинансирования негосударственного пенсионного обеспечения сельских жителей.

Региональный принцип софинансирования заключается в следующем: сельский труженик вносит на свой именной пенсионный счет в уполномоченном НПФ взнос от 250 до 20 000 рублей, и регион из своего бюджета в качестве поощрения добавляет аналогичную сумму (один к одному). То есть дополнительная пенсия формируется из взносов и ежегодного инвестиционного дохода. Институт НПФ оказался очень эффективным и за короткий период охватил свыше 20 000 человек в двух субъектах РФ. Сегодня негосударственную пенсию получают уже 1 570 человек. При этом среднегодовая прибавка к госпенсии составила почти 17 000 рублей, то есть ежемесячно 1 416 рублей.

Через три года наш региональный опыт негосударственного пенсионного обеспечения сельских жителей стал практической основой для принятия Федерального закона от 30 апреля 2008 года «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (Закон от 30.04.2008 № 56ФЗ).

Государство в этом законе установило софинансирование добровольных пенсионных отчислений на накопительную часть трудовой пенсии. При этом минимальное государственное участие составляет 2 000 рублей и максимальное — 12 000 рублей в год. Участвовать в такой программе могут все граждане независимо от возраста. Для ра ботающих пенсионеров, в случае отказа от текущих пенсий, государство добавляет 48 000 рублей.

Таким образом, региональная программа пенсионного обеспечения сельских жителей Якутии и Забайкалья усилилась федеральным взносом. В результате, используя соотношение 1 : 1 : 1 (взнос человека плюс региональный бюджет плюс федеральный бюджет), сельский житель получает выгодное предложение: к максимальным 12 000 рублей личного годового взноса прибавляется еще 24 000, что в сумме составляет 36 000 рублей (и есть еще один вполне возможный источник софинансирования — предприятие, на котором трудится человек).

Учитывая, что сельский житель зачастую не имеет стабильного заработка, названная сумма для него более чем значительная. Во время реализации программы (действие Закона от 30.04.2008 рассчитано на 10 лет), об этом можно сказать с уверенностью, сельские жители будут иметь ежемесячное пенсионное обеспечение в размере 5500–7000 рублей. Для занятых в ЛПХ это единственная возможность сформировать себе будущую пенсию.

Очевидно, и это уже доказал региональный опыт, что для жителей села можно удвоить и даже утроить условия софинансирования. Для повышения качества жизни сельского человека, обретения долгосрочной жизненной стратегии это единственный выход. Но для этого очень важно широкое информирование населения и серьезная разъяснительная и организационная работа по внедрению современных прозрачных и доступных для понимания простыми людьми форм пенсионного самообеспечения.

Аллора и Кальзадилла. Обсуждается... 2005