Общая тетрадь

вестник школы гражданского просвещения

 
 

Оглавление:

К читателю

Семинар

Тема номера

Вызовы и угрозы

Дискуссия

Ценности и интересы

Наука и общество

Точка зрения

Жизнь в профессии

Горизонты понимания

In memoriam

Наш анонс

Nota bene

№ 3 (49) 2009

Ральф Дарендорф

Хелла Пик

17 июня в Германии скончался известный социолог и политик, эксперт Школы Ральф Дарендорф. Публикуемая с небольшими сокращениями статья английской журналистки Хеллы Пик (Hella Pick) была напечатана 19 июня в газете «Гардиан».

Лорд Дарендорф

(1. V.1929-17. VI.2009)

Ученый, уходивший в политику, и политический активист, никогда не забывавший о той интеллектуальной и моральной основе, на которую обязан опираться повседневный демократический процесс, - Ральф Дарендорф, умерший в возрасте 80 лет, был одним из крупнейших социологов своего поколения. Но и помимо этого он был многогранным человеком, который начал жизнь немцем (глубокий отпечаток на его личность наложило недолгое заключение в нацистском концентрационном лагере), а закончил пожизненным членом британской палаты лордов. Он с ошеломительной скоростью переходил с одной профессорской должности на другую, стал первым иностранцем на посту директора Лондонской школы экономики и получил британское гражданство в 1988 году вскоре после того, как был назначен ректором Колледжа святого Антония в Оксфорде.

Как радикалу ему были ближе британские либеральные демократы, нежели германская Свободная демократическая партия, которая ненадолго выдвинула его в правительство Вилли Брандта; как администратор он стал резким критиком бюрократии Европейского союза после того, как четыре года пробыл в составе Европейской комиссии. И все же он был еще и романтиком, твердо преданным идее ЕС как гаранта прав и свобод человека. Идея необходимости подвести под демократию фундамент в виде обширных, конституционно закрепленных прав личности сквозит во всем, что Дарендорф написал и сказал за свою публичную карьеру.

Пока он жил в Германии, в его работах отражался страх того, что послевоенные институты этой страны окажутся недостаточно прочны, чтобы не допустить возврата к диктатуре. В 1970-х, поселившись в Британии, он сосредоточился на классовой системе, однако пришел к заключению, что экономический прогресс размыл многие старые деления и сформировал, с одной стороны, «класс граждан», а с другой - маргинализированный «низший класс». Задолго до того, как правительство Блэра стало поощрять волонтерство, Дарендорф утверждал, что добровольческому сектору предстоит взять на себя важнейшую роль по отношению к тем, кто оказался выключен из социальных и экономических связей.

После падения Берлинской стены в 1989 году и краха коммунизма его еще более увлекла необходимость сформулировать концепцию гражданства, призванную обойти ловушки национализма и способную поддержать широко распространенный феномен полиэтнических обществ.

Будучи озабочен тем, что он рассматривал как кризис демократии в конце хх века, Дарендорф стал подчеркивать, что основные гражданские права, в том числе равенство перед законом и свобода слова, должны быть узаконены конституционно. Впрочем, он пошел еще дальше, доказывая, что современный статус гражданина должен подразумевать четкие социальные права, дабы избавить людей от незащищенности и обеспечить получение ими образования, а также что нельзя допускать падения их доходов ниже определенного уровня. Такие права должны быть исключены из партийной политики и конституционно закреплены. Для этой цели, считал он, Британии необходимы билль о правах и писаный основной закон. Соглашаясь с тем, что идеал гражданства до сих пор бывал реализован лишь в пределах национального государства, Дарендорф в то же время пытался нащупать определение гражданства и основных прав вне рамок национального государства - для более крупных и сложных образований.

Дарендорф родился в Гамбурге (городе, к которому он всю жизнь сохранял духовную привязанность), в семье Лины и Густава Дарендорфов. Его отец был замечательным человеком, который от поначалу скромных достижений дорос до депутата от социал-демократов в рейхстаг 1932 года, где нацистская партия получила большинство. Спустя несколько месяцев, в 1933 году, когда Гитлер пришел к власти, Густава арестовали вместе с другими не нацистами из числа членов парламента. После освобождения он перевез семью в Берлин, но на компромиссы с нацистами не шел. В октябре 1944 года он был приговорен к семи годам каторги за участие в провалившемся заговоре против Гитлера.

Тем временем Ральф вступил в нелегальную организацию школьников и писал антиэсэсовские памфлеты, которые раздавал своим ровесникам, обслуживавшим зенитные орудия. Всего через несколько недель после того, как Густава посадили в тюрьму, 16-летний Ральф был арестован и отправлен в концентрационный лагерь Бухенвальд; к моменту своего освобождения в январе 1945 года Ральф был на грани голодной смерти.

В конце войны Густав тоже вышел из тюрьмы, и семья отправилась обратно в Гамбург. Ральф изучал античную культуру и философию в Гамбургском университете, но затем переключился на социологию и получил свою первую ученую степень в 1952 году за диссертацию об идее справедливости в работах Карла Маркса. Далее он перебрался в Лондонскую школу экономики, где получил леверхьюмовскую стипендию и в 1954 году защитил докторскую диссертацию - «Неквалифицированный труд в британской промышленности»,

Ненадолго вернувшись в Германию, Дарендорф получил право читать лекции в германских университетах - за одно из своих самых значимых исследований - «Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе». Следующие несколько лет он мотался между CIIIA и Германией. В 1958 году он был назначен профессором социологии в Академии экономики и политики в Гамбурге. В 1960 году был приглашенным профессором социологии в Колумбийском университете в Нью- Йорке. В Тюбингенском университете в 1960 году стал директором социологического института; в 1962 году он снова пересек Атлантику, когда его сделали приглашенным профессором в ванкуверском Университете Британской Колумбии. В 1968 году завязалось его сотрудничество с Гарвардом, кроме того он успел побывать приглашенным профессором в нескольких других британских, голландских и швейцарских университетах.

Самое продолжительное его сотрудничество с германским университетом имело место в Констанце, где он был профессором социологии со времени основания университета в 1966 году. К тому времени он издал целый ряд исследований, включая две из его важнейших книг: «Ното Sociologicus» (1959) и «Общество и демократия в Германии» (1965). Его работы прочно закрепили за ним статус влиятельного и всеми уважаемого ученого. Темы, которыми он занимался, отражали его озабоченность основами демократии и опасения относительно необратимости демократического выбора Германии.

Как и его отец, Дарендорф вступил в СДПГ в день своего 18-летия. В середине 1950-х он увлекся идеей создания проевропейской либеральной партии в противовес формировавшимся в Германии ультра­ националистическим группам.

К 1966 году тревоги Дарендорфа за политическую стабильность в Германии усилились. Он решил вступить в маленькую Свободную демократическую партию (СвДП), в которой видел платформу для защиты демократии. Цели у партии были здравыми. Но он абсолютно неверно оценил ее способность к расширению собственной базы. Он рассчитывал на коренное изменение в расстановке политических сил, при котором СвДП стала бы крупным игроком на политической сцене, однако эти надежды не реализовались.

Тем не менее в 1969 году, когда Брандт формировал свое первое правительство на основе коалиции СДПГ и СвДП, Дарендорф стал депутатом бундестага. Он был назначен парламентским секретарем министра иностранных дел, но этим опытом остался не удовлетворен. Он критически относился к проводимой Брандтом восточной политике и был недоволен, что его назначили на третью позицию в иерархии министерства иностранных дел. Дарендорф был освобожден от должности, когда германское правительство выдвинуло его кандидатуру в качестве одного из своих представителей в ЕЭС (ныне ЕС) в Брюсселе. С 1970 по 1973 год он отвечал за внешние сношения и внешнюю торговлю, а в середине 1973 года его поставили курировать исследовательскую деятельность, науку и образование.

Однако к тому времени Дарендорф и брюссельская комиссия уже уста­ ли друг от друга. Воспользовавшись псевдонимом, Дарендорф написал цикл резко критических эссе об институтах ЕЭС, ставя под сомнение направленность и скорость европейской интеграции. Подлинная личность автора вскоре раскрылась. Поэтому когда в сентябре 1973 года Дарендорфу пришло предложение на 10- летний срок занять должность директора Лондонской школы экономики, он с готовностью согласился, хотя знал, что ему придется сильно потрудиться, чтобы упрочить свой авторитет и добиться признания как со стороны «звездных» пре­ подавателей ЛШЭ, так и со стороны радикального студенчества. Когда следующей весной он занял свой пост, Би-би-си пригласила его прочесть цикл Ритовских лекций того года. Он выбрал тему «Выживание и справедливость в меняющемся мире». Это давало ему возможность уточнить свои идеи по поводу сохранения свободы перед лицом сильной турбулентности в международных делах и в такое время, когда мир представляется отданным на милость таких трудно­ постижимых сил, как перенаселение, загрязнение окружающей среды и нехватка ресурсов. Он предвосхищал тот комплекс проблем, который впоследствии станут связываться с глобализацией. Дарендорф настаивал на необходимости установить новые взаимоотношения между властью, экономикой и обществом. Он также доказывал, что в то время, когда демократия и свобода нуждаются в укреплении, близорукость в выработке политики контрпродуктивна и что правительства должны действовать на основе среднесрочного планирования, которое вполне могло бы выходить за рамки парламентских сроков. Ритовские лекции определили тематику многих его последующих работ.

Десятилетие, которое Дарендорф провел в Лондонской школе экономики, оказалось обоюдно плодотворным. Когда срок его директорства там закончился, он вернулся заведовать своей прежней кафедрой социологии в Констанце, а в 1986 году принял приглашение американского Фонда Рассела Сейджа на годичную исследовательскую работу в Нью-Йорке. Потом появилась возможность возглавить еще одно университетское учреждение в Великобритании в качестве ректора Колледжа святого Антония (Оксфорд), этот пост он занимал до 1997 года.

В 1993 году он получил звание пожизненного пэра. Из Колледжа святого Антония перебрался в Лондон, регулярно посещал дебаты в палате лордов (с 2004 года в качестве «независимого») и продолжал читать лекции, писать и заниматься общественной деятельностью. Он подвел итог всех своих раздумий о социологии в книге «Современный социальный конфликт» (1988). Его «Размышления о революции в Восточной Европе» (1990)* заслужили широкое признание, а в 1995 году он выпустил свою «Историю Лондонской школы экономики».

Перевод с английского Александра Шмелева