Общая тетрадь

вестник школы гражданского просвещения

 
 

Оглавление:

К читателю

Семинар

Тема номера

Вызовы и угрозы

Дискуссия

Ценности и интересы

Наука и общество

Точка зрения

Жизнь в профессии

Горизонты понимания

In memoriam

Наш анонс

Nota bene

№ 3 (49) 2009

Климат и энергетика - европейская перспектива *

Матти Анттонен, посол Финляндии в Российской Федерации

Проблемы климата стали одной из центральных тем международной повестки дня. В дальнейшем значение климатических вопросов будет, скорее всего, только возрастать. Поэтому все страны вынуждены думать о национальной климатической политике, о том, как согласовать национальные интересы с необходимостью сокращения выбросов парниковых газов.

Как известно, концентрация двуокиси углерода в атмосфере повышалась постепенно и сегодня составляет около 430 частей на миллион. Концентрация увеличивается примерно на 2,5 миллионной доли в год. Тенденцию к увеличению концентрации необходимо переломить в ближайшие десять-двадцать лет как в промышленно развитых странах, так и в основных развивающихся странах. В противном случае стабилизация уровня выбросов ниже отметки 500 частей на миллион будет невозможной, А превышение этого предела, по оценкам экспертов, сопряжено с существенным увеличением риска катастрофических изменений климата. Поскольку климат не признаёт границ, цель является глобальной и может быть достигнута только совместными усилиями.

Задача огромная, требующая полного переосмысления механизмов экономического развития. Нынешняя модель, основанная на постоянном росте потребления ископаемых видов топлива, перестала быть жизнеспособной. В настоящее время выбросы парниковых газов на душу населения Земли составляют примерно 8 тонн эквивалента двуокиси углерода в год. Чтобы не допустить увеличения концентрации углекислого газа в атмосфере выше упомянутой отметки 500 частей на миллион, к 2050 году необходимо сократить подушевые выбросы до 2 тонн эквивалента двуокиси углерода. В промышленно развитых странах сокращения должны быть еще больше, в частности, мы, финны, как и жители других стран Евросоюза и России, имеем показатели выбросов, намного превышающие 8 тонн в год.

Из всего этого следует, что климатическая политика должна быть ориентирована на долгосрочную перспективу. Если в решении других политических вопросов счет идет на годы, то в данном случае речь идет о десятилетиях. Но это никоим образом не умаляет необходимость срочного принятия решительных мер.

Рассмотрим следующие вопросы: как добиваться достижения названных целей в глобальном контексте, какие шаги делают основные игроки, какая роль отведена техническому развитию, как все это отразится на энергетическом секторе и в итоге на отношениях между Евросоюзом и Россией.

В Финляндии, как и в других странах Евросоюза, обсуждение вопросов климата стало важной частью общественных дискуссий. О климате говорят все: политики и топ-менеджеры, рядовые граждане и специалисты. Одни думают над тем, как решить проблему на глобальном или европейском уровне. Других заботит влияние сокращения выбросов на конкурентоспособность собственного бизнеса. Третьи задаются вопросом: что я лично могу сделать для сокращения выбросов? При этом центральной темой в обсуждениях является выбор источников энергии для обеспечения жизнедеятельности человеческих сообществ. Подавляющее большинство выбросов парниковых газов приходится на отопление и кондиционирование жилых помещений, транспорт и промышленное энергопотребление.

Евросоюз и его члены являются участниками Киотского протокола (1997 г.), действующего до 2012 года. Но этот протокол - только начало больших преобразований, Поэтому Евросоюз уже несколько лет тому назад начал готовиться к посткиотскому периоду. Важной вехой при этом стало принятое два с лишним года назад решение, которое сводится к принципу «трех двадцатою». Этим решением Евросоюз обязался в одностороннем порядке сократить выбросы парниковых газов на 20 процентов к 2020 году по сравнению с базовым 1990 годом. При этом было заявлено, что мы готовы идти и на 30-процентное сокращение, если остальные основные игроки возьмут на себя аналогичные обязательства.

Для заявленного сокращения выбросов страны - члены Евросоюза обязались повысить эффективность использования энергоресурсов на 20 процентов и увеличить долю возобновляемых источников в своем энергобалансе также до 20 процентов. Было также оговорено, что в рамках выполнения обязательств по возобновляемым энергоисточникам доля биологических видов топлива в общем топливном балансе транспорта будет доведена до 10 процентов. Все перечисленные цели планируется достичь к 2020 году.

Европейский союз также принял решение о повышении эффективности работы внутреннего рынка энергоносителей путем стимулирования конкуренции и разграничения передачи электроэнергии и газа от их генерации и добычи. Это позволит избежать возникновения региональных монополий, вызывающих перекос цен. В целях недопущения обхода положений соответствующих нормативно-правовых актов они применяются как в отношении компаний - резидентов Евросоюза, так и в отношении компаний третьих стран, например американских и российских, работающих на территории Евросоюза. Опыт ряда стран - членов Евросоюза по разделению генерации и передачи оказался настолько успешным, что в итоге это решение было поддержано всеми странами-членами.

Очередной кульминацией переговоров по климату станет саммит на уровне глав государств и правительств в Копенгагене, намеченный на декабрь 2009 года. Там будет предпринята попытка договориться об основных принципах глобального климатического режима на посткиотский период, то есть о способах сокращения выбросов после 2012 года. Ситуация на продолжающихся переговорах во многом остается открытой. Только Евросоюз заявил о намерении сократить выбросы на указанные 20 процентов. Но односторонними действиями проблему изменения климата не решить: даже в случае сведения выбросов ЕС к нулю их мировой объем уменьшился бы лишь на 10 с небольшим процентов. Значит, в процесс сокращения выбросов должны быть вовлечены и остальные из основных промышленно развитых стран, такие как США и Россия, а также крупнейшие развивающиеся экономики: Китай, Индия, Бразилия и Индонезия. Объемы и сроки сокращения выбросов пока не­ определенны.

С точки зрения переговоров также небезразлично, на какие источники приходятся выбросы парниковых газов. Выбросы, генерируемые Китаем и США, занимающими первые места по совокупному объему выбросов, в большей части связаны с производством энергии и могут быть сокращены только активными действиями и с помощью внедрения новых технологий. Зато выбросы Индонезии и Бразилии, занимающих третье и четвертое места в списке, обусловлены прежде всего выжиганием торфяников и уничтожением лесов, поглощающих углекислый газ. В ходе переговоров необходимо разработать механизмы, с помощью которых можно бороться с уничтожением лесов. Нужно также думать о том, какими преимуществами могут пользоваться страны, на территории которых расположено много лесов, поглощающих углерод. В этом отношении в потенциально выигрышном положении находится и Россия, которая, наряду с Бразилией, обладает крупнейшими запасами леса в мире. Все крупные экономики мира должны в течение ближайших двадцати лет создать тенденцию к понижению выбросов. Иначе о цели в 500 частей двуокиси углерода на миллион можно забыть.

Самым значительным изменением в конфигурации переговоров за последние месяцы стала смена администрации в США. Когда я работал в США в начале текущего десятилетия, чиновникам администрации не позволялось даже на словах признавать, что между выбросами парниковых газов и изменением климата существует причинная связь. США принимали участие в переговорах о Киотском протоколе, но так и не приняли его и не участвуют в нем. Теперь ситуация изменилась, и новая администрация США твердо привержена переговорному процессу и сокращению выбросов. Проблема заключается в том, что десятилетие для них уже потеряно, и даже достижение уровня 1990 года к 2020 году представляется сложной задачей. Это осложняет усилия, направленные на то, чтобы остальные крупные игроки обязались осуществить масштабные сокращения выбросов. Администрация США уже приступила к работе по ограничению выбросов. Несколько недель тому назад она приняла решение о повышении энергоэффективности продаваемых на американском рынке автомашин на треть к 2016 году. Естественно, требуется время, пока автомобильный парк в большинстве своем будет состоять из машин с низким уровнем выбросов. Эти меры имеют глобальное значение, учитывая, что сегодня треть мирового потребления бензина приходится на долю США. Вероятным представляется и то, что в США будет введена в действие система торговли выбросами, охватывающая все штаты. В планах есть также повышение доли возобновляемых источников энергии до 20 процентов подобно Евросоюзу. В диалоге властей с гражданами такие мероприятия обосновываются климатическими аргументами, но не только ими. Для большого числа американцев одинаково важным, если не более важным аргументом является укрепление национальной безопасности. Есть желание избавиться от зависимости от зарубежных поставок нефти и заодно - от авторитарных режимов.

Не так давно я отдыхал на восточном побережье США. Каждый раз, когда я заправлял машину, я видел на бензоколонке наклейку, указывающую на то, что топливо содержит 10 процентов этилового спирта. Уже те решения, которые приняты в США, позволят повысить долю биотоплива в топливном балансе транспорта более чем вдвое по сравнению с нынешней ситуацией. Развивающиеся страны считают, что ответственность лежит в первую очередь на промышленно развитых странах, по вине которых произошел наблюдавшийся на протяжении полутора столетий рост выбросов парниковых газов. Теперь, когда акцент экономического развития переместился на развивающиеся страны, они имеют такие же права на развитие, как и страны, ранее прошедшие тот же путь. Такая аргументация сильна и во многом верна. Но, с другой стороны, отрицательные последствия изменения климата больнее всего ударят именно по развивающимся странам, поэтому сокращение выбросов отвечает и их интересам.

Выбросы наименее развитых стран, по крайней мере те, которые обусловлены использованием ископаемого топлива, настолько незначительны, что здесь позволительно даже определенное их увеличение. Зато крупные промышленно развивающиеся страны, такие как Китай, должны переломить тенденцию роста выбросов не позднее чем в 2020-х годах, иначе глобальные цели не будут достигнуты, что бы ни сделали промышленно развитые страны. Ситуация еще усугубляется тем, что, несмотря на кажущееся единообразие, развивающиеся страны существенно отличаются друг от друга по объему выбросов на душу населения. Они так­ же имеют очень разные интересы. США однозначно заявили, что их участие в международных про граммах снижения выбросов предполагает взятие Китаем соответствующих обязательств. Такая позиция частично обусловлена тем, что Китай воспринимается как один из основных экономических конкурентов США, поэтому получить одобрение конгресса будет нелегко. Россия также считает, что все основные игроки должны стать участниками новых договоренностей. Россия и страны СНГ играют особую роль в переговорах по климату. Очевидно, что в глазах развивающихся стран Россия и другие благополучные члены СНГ являются прежде всего промышленно развитыми странами, которые должны быть в числе первых при принятии обязательств по сокращению выбросов. Недавно Россия обнародовала свою климатическую доктрину. На деле Россия могла бы взять на себя те же обязательства, что и Евросоюз, то есть сократить выбросы на 20 процентов к 2020 году. Таким образом она могла бы позиционировать себя в первых рядах экологически сознательных государств.

Выполнение обязательств не представляло бы никаких трудностей: не­ обходимо было бы добиться лишь не­ большого повышения эффективности использования энергии. Россия в состоянии и более значительно сократить выбросы, если заявленная ее правительством цель - повышение энергоэффективности на 40 процентов - будет реализована.

Пока китайцы не желают принимать на себя количественные обязательства по сокращению выбросов из-за опасений негативного воздействия на экономический рост. С другой стороны, Китай начинает отдавать себе отчет в том, что в силу резкого роста потребления ископаемых видов топлива суммарный объем его выбросов уже превысил показатель США, а в расчете на душу населения выбросы парниковых газов в Китае многократно превышают выбросы Индии.

Остается посмотреть, может ли из описанных элементов быть сконструировано достаточно объемлющее, достаточно амбициозное и достаточно справедливое международное соглашение. Изменение климата представляет настолько реальную угрозу, что я уверен в том, что рано или поздно новое международное соглашение будет достигнуто.

Некоторые здесь в России спрашивают, почему изменение климата вообще должно их беспокоить. Разве потепление климата не принесет, скорее всего, пользу стране? Ясно, что потепление улучшит условия сельского хозяйства в северных частях России. Следует, однако, иметь в виду, что для плодородных угодий южной России повышение температуры может означать, что из-за засухи неурожайных годов станет больше. На севере таяние вечной мерзлоты осложнило бы и так непростые условия строительства инфраструктуры. Из-за более коротких зим использование некоторых природных ресурсов стало бы более трудным, потому что из-за бездорожья мороз и зима являются необходимыми условиями, в частности, для лесозаготовок. В прошлом декабре я посетил Сыктывкар в Коми, и к тому времени там еще не могли начать вывоз из леса заготовленной древесины на заводы. Обычно древесина начинает поступать на заводы к середине ноября. Растет потребность в складировании древесины, необходимо также иметь больше грузовой и лесозаготовительной техники, и все это увеличивает расходы. Потребность в отоплении зимой действительно уменьшится при потеплении, но одновременно возрастет потребность в охлаждении летом. По этой причине в США, например, пик потребления электроэнергии приходится как раз на лето, а не на самые холодные месяцы в середине зимы. В южных регионах России, в Средней Азии потепление климата способно обострить и так тяжeлyю проблему с нехваткой воды и привести к вынужденным миграциям населения и конфликтам.

Активное участие России в переговорах усилило бы ее позиции в международной политике и укрепило бы ее престиж как среди индустриальных, так и среди развивающихся стран. Как страна - обладательница самых обширных лесных площадей Россия так­ же имеет решающий голос в переговорах о том, как будет учитываться роль лесов как поглотителя углерода.

Выше были отмечены некоторые технические решения, с помощью которых можно уменьшить выбросы парниковых газов. Многие из них оказывают прямое влияние на мировые энергетические рынки. Ясно, что ископаемое топливо - нефть, уголь и газ - будет являться основой производства энергии еще много десятилетий. Но столь же очевидно, что те решения, которые уже приняты в CIIIA, ЕС и Японии, в ближайшие годы приведут к неуклонному сокращению потребления ископаемых энергоносителей. Насколько быстро будут внедрены новые, энергосберегающие технологии и новые источники энергии в развивающихся странах зависит от развития глобального баланса спроса и предложения горючих полезных ископаемых. Лучшей и самой не затратной политикой в области климата и энергетики является энергосбережение. Упомянутое решение администрации США повысить энергоэффективность автомашин на треть к 2016 году - хороший тому пример. Уже сейчас несомненно то, что помимо традиционных двигателей внутреннего сгорания развитие получат альтернативные технологии. В Японии поставлена цель, чтобы к 2020 году половина продаваемых автомобилей были электрическими. Где­ то между традиционным автомобилем с двигателем внутреннего сгорания и электромобилем находятся гибридные автомобили, в которых электродвигатель работает в паре с двигателем внутреннего сгорания. В Японии разработкой гибридов занимаются уже свыше десяти лет, и в данный момент на рынок выводится уже их третье поколение. Гибридные технологии сами по себе не новинка - локомотивы уже много десятилетий работают на основе дизельных двигателей, обеспечивающих тяговые электродвигатели локомотива электроэнергией. Кроме того, существуют предпосылки значительного повышения эффективности традиционных двигателей внутреннего сгорания. В Финляндии при налогообложении продаваемых автомобилей в прошлом году перешли к расчету налога на основе производимых автомобилями выбросов двуокиси углерода. С 2011 года основой налогообложения для транспортного топлива станут производимые при его сгорании выбросы парниковых газов и прочих загрязнителей воздуха. Добавим сюда еще и то, что доля биотоплива достигнет к 2020 году 10 процентов, из чего следует, что сокращение потребления транспортного топлива из природного сырья произойдет неизбежно.

Итак, автомобильная промышленность весьма заинтересована в выпуске автомобилей с минимальным объемом выбросов. На практике ответственность за выбросы ложится также на производителей электроэнергии или водорода, хотя последняя альтернатива выглядит пока маловероятной, так как развитие водородных автомобилей и необходимой для этого инфраструктуры заметно более медленное, чем развитие электрических автомобилей и аккумуляторных технологий.

По-прежнему в центре внимания повышение энергоэффективности строений. В Финляндии намереваются в начале следующего десятилетия ужесточить на треть нормы энергоэффективности новых жилых помещений. В нашей стране построено несколько многоэтажных домов, в которых, кроме нескольких недель в году, обходятся без отдельного отопления. Необходимую энергию для отопления помещений получают из тепла, отдаваемого людьми, освещением и бытовой техникой. Здесь в России также есть громадный потенциал для уменьшения энергопотребления в жилых помещениях. Многого можно достичь уже с помощью использования термостатических клапанов на радиаторах отопления и поквартирного измерения потребления энергии. Дополнительную экономию принесли бы улучшенная термоизоляция стен зданий и окна с улучшенной теплоизоляцией.

Во многих странах уже принято решение о переходе на энергосберегающие лампы. Люминесцентные и светодиодные технологии позволяют достичь в светильниках с мощностью несколько ватт того же освещения что и с лампами накаливания в 40 или 60 ватт. В результате потребление электроэнергии для освещения сокращается в разы. Эффективные технологии позволяют также распространять электрическое освещение в развивающихся странах, например, с помощью солнечной энергии. Таким образом, можно улучшить условия жизни, особенно в сельской местности и, возможно, предотвратить миграцию населения в города и последующее превращение городов в трущобы.

Огромное количество энергии сбережет вторичное использование материалов. Утилизация металлолома позволяет сберечь до 90 процентов той энергии, которая была бы необходима при производстве металла из руды. То же касается пластмасс и бумаги. Количество макулатуры, которое можно было бы собрать в городе такого масштаба, как Москва, обеспечило бы сырьем по крайней мере пару крупных бумажных заводов.

Выделяющийся при разложении бытовых органических отходов метан то­ же можно использовать для производства тепла и электричества и сократить таким образом выбросы в атмосферу метана, который является намного более опасным парниковым газом, чем двуокись углерода.

Альтернативными источниками с наименьшим количеством выбросов в производстве электроэнергии являются ядерная, ветряная, гидроэнергия, солнечная энергия и энергия приливов. Создание ядерной энергетики - относительно медленный процесс. Кроме того, во многих странах на нее смотрят косо. У тех же стран, которые используют ядерную энергию, опыт в основном положительный. Например, во Франции, где доля ядерной энергии от производства электроэнергии составляет примерно 80 процентов, выбросы двуокиси углерода на душу населения заметно ниже, чем, например, в Германии, которая больше использует в производстве электроэнергии газ и уголь. Однако ядерная энергия будет играть роль и в дальнейшем, как основной энергоисточник для промышленности и крупных городов.

Предпосылки для использования гидроэнергии зависят от географии каждой страны. В некоторых странах, таких как, например, Норвегия, почти все электричество вырабатывается с помощью гидроэнергии. Строительство гидросооружений продолжается в разных концах земного шара, но доля гидроэнергии не является решающей.

Из всех источников энергии с минимальным объемом выбросов ветряная энергетика, наоборот, переживает в данный момент самый большой рост. В CIIIA, например, из всех мощностей по производству электроэнергии, введенных в эксплуатацию в 2007 году, доля ветряной энергии составляла 35 процентов. Примечательно также то, что такие электростанции не строятся только в штатах восточного и западного побережья, где отношение к охране окружающей среды традиционно положительное. Ведущим штатом по использованию ветряной энергии в США является Техас, который больше известен в мире как центр нефтяной промышленности. Доля ветряной энергии будет расти быстро во всем мире, и строительство ветряных сооружений стало крупным бизнесом. Хорошим примером здесь является Дания, которая среди первых в Европе начала широкомасштабное использование ветряной энергии. Экспорт ветряной энергии стал в Дании промышленностью, обеспечивающей работой тысячи людей.

Использование солнечной энергии растет более медленными темпами, но и в этой области развитие неоспоримо. Таким образом, в нашем распоряжении уже сейчас имеются технологии, с помощью которых можно взяться за дело и с помощью которых можно было бы уже сегодня значительно сократить выбросы парниковых газов. Однако этого недостаточно, и разным государствам и предприятиям необходимо вкладывать гораздо больше ресурсов в исследования и конструкторские разработки. Только так мы сможем сделать практические шаги на пути реализации международных соглашений по климату.

Как все упомянутое сказывается на отношениях между Евросоюзом и Россией? Евросоюз представляет собой основной рынок российских энергоносителей, и для Евросоюза Россия является важнейшим поставщиком энергоносителей. Ситуация быстро не меняется и будет такой же и в 2020 году. Вместе с тем в силу решений, принятых в области климатической политики, европейский рынок ископаемого топлива будет сокращаться. Добыча нефти и газа на территории Евросоюза будет сокращаться еще быстрее, чем потребление, так что доля импорта в потреблении будет расти.

Потребление некоторых видов энергоносителей, в особенности газа, может еще расти в ближайшие годы в связи с замещением ими других видов топлива, например угля. Но в долгосрочной перспективе и потребление газа пойдет на убыль, У многих важных для Евросоюза стран - поставщиков газа, таких как Норвегия и Алжир, нет альтернативных рынков сбыта, и они будут бороться за свои доли рынка. Россия и страны Каспийского бассейна могут поставлять газ и на восток.

С учетом сказанного планы России по поиску новых рынков в Восточной Азии и Северной Америке вполне разумны. Однако перемены в географии поставок не могут быть быстрыми, потому что для прокладки новых линий трубопроводов и строительства заводов по сжижению газа потребуются годы. Новая инфраструктура требует также масштабных инвестиций. Добыча, транспортировка и сбыт нефти и газа относятся к задачам отдельных компаний, но межгосударственные соглашения могут содействовать развитию энергетического сектора. Договор к Энергетической хартии одобрен большинством стран Европы. Он подписан, но не ратифицирован Россией. Она выдвинула предложения по заключению нового энергетического соглашения. В настоящее время эти предложения изучаются в Евросоюзе. Может быть, здесь требуется не новый договор, а внесение изменений в существующий путем включения в него предложений России. Однако пока дело до этого не дошло, и обсуждения продолжаются.