Общая тетрадь

вестник школы гражданского просвещения

 
 

Оглавление:

К читателю

Семинар

Тема номера

Вызовы и угрозы

Дискуссия

Ценности и интересы

Наука и общество

Точка зрения

Жизнь в профессии

Горизонты понимания

In memoriam

Наш анонс

Nota bene

№ 3 (49) 2009

Свобода и порядок

Кара-Мурза А.А.

Продолжаем знакомить читателя с нашими свежими изданиями, публикуя аннотации и фрагменты текста, дающие представление о книгах.

 Кара-Мурза А.А. Свобода и порядок. Из истории русской политической мысли XIX-XX вв. - М.: Московская школа политических исследований, 2009. - 248 с.

В этой книге известного российского философа и политолога А. Кара-Мурзы исследуется классическая для отечественной мысли проблема: можно ли в русском контексте органично совместить «свободу» и «порядок»? Сборник написан в жанре «интеллектуальных портретов», и его персонажами (русскими либералами по преимуществу) стали политические мыслители XIX-XX вв., которые не только пре­ дельно обострили исследуемую проблематику, но и предложили практические модели, призванные обеспечить «русскую свободу» как надежную основу «русского по­ рядка».

 СВОБОДА И ПОРЯДОК

 Алексей Алексеевич Кара- Мурза - один из самых известных историков отечественного либерализма. Именно под его редакцией и при его определяющем авторском участии вышли уже два издания фундаментальной энциклопедии русского либерализма. В эту книгу вошли статьи автора, в которых исследуется классическая для отечественной мысли проблема: можно ли в русском контексте органично совместить «свободу» и «порядок»? Сборник написан в жанре «интеллектуальных портретов», и его персонажами (русскими либералами по преимуществу) стали политические мыслители ХIХ-ХХ вв., которые не только предельно обострили исследуемую проблематику, но и предложили практические модели, призванные обеспечить «русскую свободу» как надежную основу «русского порядка».

Обычно принято считать, что либерализм - учение о свободном индивиде, проявляющем себя в экономике, политике, духовной сфере. При таком подходе проблематика «социального порядка» сводится к тому, как из этих свободных индивидов создать устойчивое гармоничное общество. А. Кара-Мурза считает такую позицию «уклоном в интеллигентское морализаторство» и предлагает существенно иной подход. По его мнению, проблема «порядка» является не производной функцией, а имманентным свойством любого ответственного политического течения. Еще в 1994 г. в нашумевшей статье «Либерализм против хаоса» А. Кара-Мурза писал: «В том непрекращающемся споре различных идей и концепций, который представляет собой история политической мысли, единственным допустимым критерием может служить лишь практический ответ на вопрос, какая форма политической организации эффективнее противостоит общественному хаосу. Прочность политических систем, так же как устойчивость цивилизаций или культур, проявляется не в их непосредственном противостоянии друг другу, но в способности сдерживать внутренний энтропийный процесс. Поэтому генезис политической науки и философии один - ощущение опасности политического и социального небытия. Из этого же ощущения рождается либерализм - определенный тип решения все той же "экзистенциальной проблемы"». Значение либерализма, по мнению А. Кара-Мурэы, заключается в том, что он дает собственные ответы на вполне универсальные вопросы: «Универсальный вопрос политической мысли (которым задается в т.ч. и либерализм), по моему мнению, таков: как возможен социальный порядок, если он в данный момент отсутствует или находится под угрозой? А собственно либеральный ответ на этот вопрос состоит в следующем: общественный порядок возможен тогда и постольку, когда и поскольку допущена свобода человеческой личности». Итак, для А. Кара­ Мурзы либерализм - не как просто умонастроение, а именно как общественно-политический проект (сентиментализм или скептицизм, например, тоже умонастроения, но не претендуют на роль политических моделей) - обязан встроить в себя проблематику социального порядка.

Согласно А. Кара- Мурзе, история становления либерального проекта на Западе с очевидностью показывает: системный либерализм конституируется не столько на почве интеллигентского морализаторства, сколько на основе жестко-политологической констатации деградации и перспективы краха традиционалистских моде­ лей порядка. Так, появление в России первых либеральных проектов (конституционно-реформаторских, просветительских и т.д.) явилось в первую очередь результатом осмысления причин и последствий всплесков «русской смуты» середины XVIII и рубежа XVIII-XIX столетий, связанных с крайней неустойчивостью самодержавно-бюрократического строя и его уязвимостью перед лицом «внутреннего варварства». А это означает, что Россия, с некоторой задержкой, пришла к общеевропейскому выводу, лежащему в основе либерального проекта так такового: человеческой цивилизации угрожает не только «варварство снизу» (Пушкин отчеканил фор­ мулу: «бунта бессмысленного и беспощадного»), но и «варварство сверху», ибо самовольная, неправовая власть оборачивается в конечном счете главным врагом не только искомого гражданского строя, но и самой государственности.

Либеральный социокультурный (и в этом контексте - политический) проект, таким образом, состоит в том, чтобы промыслить и реализовать срединный путь между деспотизмом и хаосом, между Сциллой неправовой «Власти» И Харибдой неправовой «Антивласти». Либерализация при таком подходе есть способ социального упорядочивания, а индивидуальная свобода и гражданские права становятся надежной основой нового более эффективного социального порядка.

Из этой общей посылки вытекает и подбор персонажей для новой книги А. Кара-Мурзы. Сборник открывается «интеллектуальным портретом» АИ. Герцена, который, несмотря на все коловращения социальных обстоятельств, всегда отслеживал состояние и перспективы «русской личности»: даже сельская община в интерпретации позднего Герцена - это спасительное место именно для индивидуальности, субстрат ее дальнейшего культивирования.

«Земскую линию» русского либерализма, идущую от Герцена, продолжи­ ли развивать умеренные «провинциальные» земцы, фигуры которых представлены в настоящем сборнике: князь Н.с. Волконский, Н.А Хомяков, М.А Стахович. Эти фигуры роднит с Герценом упор на региональное и местное самоуправление. Законо­ мерно и то, что эти люди составили со временем костяк умеренно-либераль­ ного направления в русской политике начала ХХ в. - таких политических организаций, как «Союз 17 октября» (его либеральное крыло) и Партия мирного обновления.

Классический кадетский либерализм представлен в книге именами двух лидеров Конституционно-демократической партии и одновременно крупнейших русских историков - П.Н. Милюкова и АА Корнилова. Взяв за некий образец русского развития эпоху Великих реформ Александра П., эти выдающиеся либералы были уверены: устойчивый и справедливый «русский порядок» возможен только на условиях приоритетного развития политической культуры, непременным атрибутом которой является не только местное самоуправление, но и развитый парламентаризм, основанный на закрепленной в праве свободной политической конкуренции. Анализ либеральных поисков, имевших место в русской эмиграции, старающейся осмыслить не только пути развития исторической России, но и причины большевистского срыва, и - главное - перспективы России после­ большевистской, читатель найдет в главах, посвященных Г.П. Федотову и В.В. Вейдле.

В книгу вошли также биографические эссе, посвященные двум малоизвестным фигурам, чье высвобождение из забвения А. Кара-Мурза относит к своим заслугам. Уникальна фигура В.А. Караулова, стремящегося поло­ жить в основу будущего порядка не только кадетский социальный реформизм (в этом чувствуются отголоски народнического прошлого Караулова), но и глубокую христианскую религиозность, несвойственную большинству кадетов. Не менее примечательна эволюция взглядов И.П. Алексинского, начинавшего как радикальный критик самодержавно-приказной бюрократии (абсолютно «антигосударственной», по его мнению, корпорации) и ставшего впоследствии (по тем же основаниям!) одним из лидеров анти­ большевистской борьбы и Белого движения.

В отдельном разделе представлены в книге и внутрилиберальные интеллектуальные «дуэли», центрирующиеся вокруг проблемы соотношения свободы и порядка: Б.Н. Чичерин - И.С. Аксаков и П.Б. Струве­ М.А Осоргин.

В «Предисловию» к своей новой книге А. Кара-Мурза пишет: «Сегодняшней России, как никогда, нужна реабилитация либерального nроекта - не только как эмансипаторского, но и как глубоко конструктивного. Это подразумевает в том числе и вывод из небытия и предъявление общественному сознанию подлинных русских либералов - истинных патриотов Россию».