Общая тетрадь

вестник школы гражданского просвещения

 
 

Оглавление:

К читателю

Nota bene

Семинар

Тема номера

Вызовы и угрозы

Дискуссия


  • Татьяна Ворожейкина

Ценности и интересы

СМИ и общество

Точка зрения

Жизнь в профессии

Из истории русского либерализма

Зарубежный опыт

Наш анонс

№ 1 (47) 2009

Общество против коррупции

Валим Бондарь

В российской действительности коррупция сопровождает нас всюдуот роддома до кладбища. Должно ли общество свыкнуться с коррупцией как с неизбежным злом? Может ли общественная система функционировать без взяток и подношений как платы за эффективность чиновничьего аппарата? К чему приведет бездействие в отношении прогрессируюшей корруnции? Можно ли ощутимо снизить ее уровень и какие меры для этого нужны? Признанный специалист в вопросах местного самоуправления Вадим Бондарь строит свой анализ социально-экономических, правовых и нравственных проблем коррупции, основываясь на обширном материале судебной практики, на примерах российского и зарубежного опыта создания и реализации антикоррупционных программ, а также на собственных социологических исследованиях, выполненных в 20072008 годах. Книга представляет собой важный информационный и методологический ресурс особенно для тех энтузиастов, которые возьмутся за реализацию nрограммы противодействия коррупции на местном уровне.

УМЕНЬШЕНИЕ СФЕРЫ ВЛИЯНИЯ ЧИНОВНИКОВ

Еще один способ противодействия коррупции, который условно можно отнести к антикоррупционному иммунитету — уменьшение сферы влияния бюрократии, то, что экономисты называют «уменьшением вмешательства государства» (напомним, что под термином «государство» В данном случае подразумевается весь публичный сектор, в том числе муниципальный). «Уменьшение государства» — это перестройка общественной системы, перераспределение ролей между различными общественными институтами.

Существует теория, называемая «стратегия сознательной пассивности», сторонники которой отрицают любую активную борьбу с коррупцией, считая, что свободный рынок решит все проблемы сам, «уменьшение государства» лучший способ действий в этой стратегии. Плюсы этой позиции: экономия средств, выделяемых на борьбу с коррупцией, отсутствие перегибов и возможностей для сведения счетов. Минусы очевидны: пока рынок решает проблемы, бюрократия станет бесконтрольной. Процесс уменьшения общественных обязательств — процесс непростой и небыстрый, бездействие за это время может привести к коллапсу общественной системы, а сам процесс «уменьшения государства» потеряет легитимность, если не будет обеспечена его надежная защита от коррупции.

Критикуя однобокий подход стратегии «сознательной пассивности», нужно признать, что уменьшение сферы влияния бюрократии действительно сильное антикоррупционное средство. Выделим три способа действий в этом направлении.

Приватизация. Самый радикальный способ избавиться от коррупции при распределении общественных ресурсов — избавиться от этих ресурсов. Но при этом нужно понимать ограничения: не все можно и нужно приватизировать, процесс приватизации должен быть произведен по-хозяйски. Готовы ли муниципалитеты к валу приватизационных решений? Имеются ли реестры приватизируемых объектов, соответствующая нормативная база, процедура определения цены, описание объектов? Владеют ли чиновники информацией о рынке недвижимости и механизмах ценообразования на нем? Если нет, значит, в наличии все возможности для коррупции, значит, необходимы срочные программные меры по противодействию возможным нарушениям.

Частно-государственное партнерство (ЧГП) — более гибкий по сравнению с приватизацией механизм, дающий возможность привлечь частные инвестиции и управленческие ресурсы, сохраняя при этом стратегический контроль над объектами муниципальной собственности и возможность определения параметров производимой услуги (цена, качество, скорость ввода объектов).

ЧГП используется лишь в тех отраслях, где рынок ограничен: в сферах, где существуют локальные монополии (инфраструктурные отрасли — ЖКХ, транспорт и т.п.), либо там, где существуют так называемые провалы рынка, где частнику действовать невыгодно ввиду низкого платежеспособного спроса и / или высоких рисков (социальные отрасли: медицина, образование, культура и т.п.).

Поскольку в муниципалитетах существует огромный дефицит инвестиционных ресурсов, особенно в сфере ЖКХ, следует ожидать появления большого числа проектов, реализующихся на принципах частно-государственного партнерства. Но тогда, как и в случае приватизации, необходимо предусмотреть защиту от коррупции процесса внедрения механизмов ЧГП. Например, передача в аренду частной кампании объектов ЖКХ в г. Твери при отсутствии соответствующей процедуры и нормативной базы вылилась в крупнейший коррупционный скандал, в результате которого была осуждена почти половина депутатов городской думы.

Обеспечение гражданского участия в делах местного самоуправления. Существует еще один механизм ограничения полномочий чиновников, мало используемый в нашей стране: передача части этих полномочий специализированным общественным институтам. Общественная экспертиза, бюджетные комитеты, наблюдательные советы и другие органы могут стать эффективным механизмом защиты от злоупотреблений бюрократов. В РФ известны лишь разовые (несистемные) примеры проведения гражданской экспертизы.

В Чили, например, общественная экспертиза является элементом системы регулирования, она включена в процедуру утверждения тарифов на коммунальные услуги, которые там оказываются частными предприятиями в рамках ЧГП. Благодаря этому процедура стала прозрачной и точной, тарифы корректируются исключительно под действием инфляции, а коррупционные скандалы в сфере ЖКХ практически неизвестны.