Общая тетрадь

вестник школы гражданского просвещения

 
 

Оглавление:

К читателю

Семинар

Тема номера

XXI век: вызовы и угрозы

Концепция

Дискуссия

Наш анонс

Свобода и культура

Личный опыт

Идеи и понятия

Новые практики и институты

Горизонты понимания

Nota bene

№ 1 (40) 2007

Заметки с семинара

Любовь Чиликова, журналист, г. Ульяновск

Тематический семинар Школы «Культура имеет значение» проходил в Ульяновске 1–3 декабря 2006 года. Он был посвящен памяти Юрия Левады — крупного ученого, классика российской социологической мысли, который был близким другом и постоянным экспертом Школы.

Открывая семинар, Елена Немировская сказала: «Как всегда в Школе, мы будем говорить о демократии. Каждая культура носит это платье по-своему. Сегодня мы постараемся ответить на вопрос: каково влияние культуры на современное развитие страны?». Она напомнила слова Алексиса де Токвиля о том, что «демократические народы имеют естественный вкус к свободе», но каждая культура привносит свои смыслы в универсальные институты.

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов отметил, что для преобразований, которые происходят в постсоветской России, культура скорее имеет значение сдерживающего, а порой тормозящего фактора. В частности, Ульяновская область, как родина Ленина, была в советскую эпоху на особом положении. В 90-е годы регион продолжал демонстрировать некую исключительность, но с другой стороны: «В глазах ульяновцев, — по словам губернатора, — регион стал самой отсталой и застойной территорией». Проблема в том, что ценностные ориентиры, объединяющие общество, пока отсутствуют, хотя их поиск идет довольно интенсивно.

Можно ли модернизировать культуру, используя чужой опыт? Ответ на этот вопрос искал посол Великобритании в России Тони Брентон. В начале его сессии произошел инцидент, показавший, что наша политическая культура действительно нуждается в модернизации: несколько молодых людей из движения «Наши» попытались устроить послу обструкцию. Хулиганов быстро удалили из зала, и посол стал говорить о том, что чужой опыт строительства институтов можно использовать, но культуру нельзя «экспортировать».

А что такое культура? Известный литературовед и публицист Мариэтта Чудакова начала свою сессию на тему «Культура и социальная реальность» с указания на многозначность слова «культура», сеющую неразбериху в дебатах: «Значение слова можно передать только описательно, оно не поддается дословному переводу».

Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов заметил, что «политическая культура подразумевает оценку ситуаций с разных точек зрения. Однако, когда требуется особенно глубокое осмысление процессов в мире, политики всех стран тяготеют к упрощению и использованию стереотипов...». Не столь пессимистичен в своих рассуждениях был британский эксперт Школы лорд Роберт Скидельски. По его словам, «когда мы говорим об идентичности, надо помнить, что чем люди образованнее, тем устойчивее их культурная идентичность. Идентификация личности связана больше с деятельностью человека, чем с его рождением».

Как культура влияет на политику? Шведский историк и профсоюзный деятель Гунар Веттерберг на примере своей страны показал связь гражданской политической культуры с демократическим характером государства и, в частности, с развитием местного самоуправления (МСУ). На вопрос Сергея Гогина из Ульяновска, есть ли будущее у МСУ в стране, где нет культуры самоуправления, Гунар ответил: «Можно начинать с чистого листа, с того, что ближе всего людям».

В своем выступлении директор Московского центра Карнеги Роуз Готтемуллер отметила, что на ситуацию в России не лучшим образом влияет и ее международное положение. По ее словам, отношения России и США сейчас переживают негативную фазу: «Холодная война закончена, но противостояние не завершилось».

Журналист и писатель Александр Архангельский назвал главной проблемой для российской политики стереотипные представления о процессах в стране и в мире, расходящиеся с действительностью. Господство старых культурных матриц преодолевается по мере ухода от единого информационного поля к множеству полей, в каждом из которых вырабатывается свой набор представлений.

О том, как культурные процессы влияют на политику, говорили также политологи Ольга Малинова и Юрий Гиренко. Первая рассматривала «политическую культуру» с позиций академической политологии: «Ученые наделены символической властью — они дают названия вещам». Поэтому избыточный интерес к политической культуре опасен, так как может привести к возрождению «партийности в науке». Взгляд Ю. Гиренко, практикующего политического аналитика, на проблемы политической культуры иной. По его мнению, современная полития невозможна без общенациональной политической культуры (включающей совокупность ценностей, языка и поведения), каковой сегодня в России нет... Резюмируя оба выступления и последовавшую за ними дискуссию, Александр Согомонов сказал: «Зачем Сизиф толкает камень? Ведь помимо кары в этом может быть иной внутренний смысл. Точно так же нет определенного судьбой, предрешенного результата нашей политической жизни».

В заключение семинара Юрий Сенокосов и Александр Согомонов провели круглый стол на тему: «Почему мы всегда хотим реформ, но боимся инноваций?». Ю. Сенокосов полагает, что модернизация страны не может быть реализована в рамках только технократического проекта. Она невозможна без осознания того, что субъект модернизации это люди, в массе своей разделяющие ее цели, готовые к инновациям при условии, что, в первую очередь, их культурно-нравственные смыслы не вызывают сомнений.