Общая тетрадь

вестник школы гражданского просвещения

 
 

Оглавление:

К читателю

Семинар

Тема номера

XXI век: вызовы и угрозы

Концепция

Дискуссия

Свобода и культура

Личный опыт

Новые практики и институты

Nota bene

In memoriam

№ 4 (39) 2006

К читателю

Ю.П. Сенокосов, главный редактор журнала "Общая тетрадь»

В начале XX века в России стал обсуж­даться вопрос: какой идеал — социаль­ный или политический — для страны предпочтительней?

На первый взгляд, поскольку социаль­ное развитие немыслимо вне полити­ческого контекста, вопрос этот вроде бы не имеет смысла. Однако авторы знаменитого сборника «Ве­хи» (1909) думали иначе. Критикуя русскую интел­лигенцию за ее приверженность идее справедливос­ти и «народного счастья», они считали, что после отмены крепостного права она забыла об идеале по­литической свободы. Что свобода имеет самостоя­тельное значение, независимо от ее роли в достиже­нии материального благосостояния народа. И, как показали последующие события российской исто­рии, они были правы. Ибо политика действительно не сводится к экономике и не является ее «концент­рированным выражением». Или, как проницатель­но заметил современный английский публицист Джордж Монблат, анализируя современные не­ управляемые тенденции мирового развития: «если мы позволим рынку управлять нами, всем нам конец». «Позволить управлять рынку» в данном случае означает то же самое, что перестать обращать внимание на политику и не стремиться поднять ее на качественно новый уровень.

В наши дни Россия, безусловно, еще далека от иде­алов свободы, открытого общества и демократии. И это естественно. Чтобы преодолеть тоталитаризм, понадобилась горбачевская перестройка, а затем революция начала 90-х, которая разрушила тоталитарную систему. Но она же обессилила российское обще­ство, что и обусловило откат в последние годы госу­дарства, да и значительной части общества от демократических ценностей и принципов. Однако это не реставрация «старого порядка» и не возврат к дикта­туре. Рожденные «новой» революцией российские институты демократического государства и граждан­ского общества хотя и остаются слабыми, но сохра­няются. Модернизация страны хотя и замедлилась, но продолжается. Режим, существующий сегодня, бу­дет меняться. Главный вопрос, в каком направлении, на основе каких политических целей, задач и ценностей будет разви­ваться этот процесс после предстоящих в стране в 2007 — 2008 годах парламентских и президентских выборов. То есть, другими словами, способно ли наше общество, сохраняя идеалы демократических пре­образований начала 90-х, продвигаться вперед?

Что конкретно имеется в виду?

Во-первых, сохранение идеала свободы как основополагающего морального принципа. Тем более в условиях расширяющейся глобализации, когда экономическая ситуация уходит из-под контроля представительных институтов граждан (причем не только в России), что приводит к тому, что сверхбогатые (и люди, и страны) могут пренебрегать любыми интересами, кроме собственных. Так как, будучи «прагматиками», они теряют, подобно чиновникам, чувство реаль­ности и общественного целого.

Руководители любой современной страны, являющейся частью миро­вого геопорядка, также склонны к ограничению свободы, плюрализ­ма мнений и т.д., что якобы привносит «хаос» в сферу экономики и со­циальной жизни.

Поэтому, во-вторых, России нужна просвещенная национальная эли­та, которая осознавала бы эту опасность, то есть ясно видела, что дви­жение к идеалам свободы и права в качестве условия реализации чело­веческих способностей и талантов невозможно без развитой граждан­ской и политической жизни.

Уже сам термин «политическая жизнь», если он понят, приближает человека к более серьезному отношению к политике, а значит, как показывает история, и к пониманию, что лишь демократические институты и соответствующая система «сдержек и противовесов» способны обеспечить свободу.

Следовательно, в-третьих, чтобы развивалась экономика и гарантировалась свобода, стране нужны лидеры с гражданской позицией, развитым чувством ответственности и ясной конструктивной программой.

Россия не может сохраниться без сильного государства, это очевидно, как столь же очевидно, что это невозможно и без просвещенного слоя профессионалов в сферах политики, бизнеса, образования, журналистского и правового сообщества, не говоря уже о военной сфере.

Наше население традиционно гордится своим прошлым — культур­ным, экономическим и военным могуществом страны — и за сохранение этого наследственного статуса платит налоги, а потому вправе контролировать власть. То есть требовать от нее играть по правилам, не допускающим некомпетентность, произвол и коррупцию.

Только гражданское просвещение и реализация демократических ценностей и идеалов — гарантия того, что наша страна не вернется к советскому прошлому, к тоталитарной системе. Эта истина рано или поздно, я думаю, найдет дорогу к более широкому общественному сознанию, потому что другого варианта нет. И хотя это только надежда, именно надежда, а также мудрость всегда помогали людям сохранять честь и совесть, которая ассоциировалась в России с чувством долга, а честь — с пробуждением личного достоинства.