Общая тетрадь

вестник московской школы гражданского просвещения

 
 

Дневник

«Война икон» в XXI веке

 / 23 Сен.
 

Пятьдесят лет назад Маршалл Маклюэн писал: «В некоторых странах есть привычка и понимание устной пропаганды и убеждения, тогда как в индустриальных обществах они давно уже выветрились. Русским достаточно адаптировать свои традиции восточной иконы и построения образа к новым электрическим средствам коммуникации, чтобы быть агрессивно эффективными в современном мире информации. Идея Образа, которую с огромным трудом пришлось осваивать Мэдисон-авеню, была единственной идеей, которой располагала русская пропаганда. Русские… просто делали то, чему их учили религиозные и культурные традиции, а именно — строили образы».

«Ясно, что первая женщина-космонавт преподносится Западу как «валентинка», как предмет обожания, подходящий нашей сентиментальности, – продолжает Маклюэн. – Фактически война икон, или подтачивание коллективного самообладания соперников, идет уже давно. На место солдат и танков пришли типографская краска и фотография. Перо день ото дня становится могущественнее, чем шпага».

Холодная война была в значительной степени информационной войной. Маклюэн называл ее «войной икон» или войной образов: лаконичный советский спутник против мощных американских ракет; улыбающийся Юрий Гагарин против серьезного Алана Шепарда – второго человека в космосе, забытого; советская девушка Валентина Терешкова против суровых мужчин пилотов-испытателей. Та война велась средствами, которые были и новыми образами, и новой технологией. Сегодняшняя «вторая холодная война» подпитывается новыми средствами и новым опытом, но есть ли новый образ в том, что делает Россия сегодня?

К советским технологиям управления словом и образом добавились новые средства – сетевые медиа, которые не были развиты во времена первой холодной войны. Добавился и новый опыт, полученный в жестоких пиар-войнах постсоветских времен. Многие представители российской элиты не брезговали средствами «боевого пиара» на пути к своему нынешнему успеху. Они смотрят на мир через призму подконтрольных медиа и без колебаний прибегают к искусству манипулирования информацией.

Не стоит забывать, впрочем, что одного только технического мастерства для успеха в информационной войне мало. «Идея Образа» не технологична по своему существу, она пуста без искренней веры. Ее невозможно просто «применить», как оружие. Советским пропагандистам помогала (в 1960-е еще помогала!) вера в превосходство их общественной системы. На какой энергии будет работать информационная артиллерия сегодня, нет ясности.

ТЪ

comments powered by Disqus