Общая тетрадь

вестник московской школы гражданского просвещения

 
 

Дневник

Курица, яйцо и большинство

 / 28 Авг.
 

Многие из тех, кто должен давать официальные комментарии, дают их, опираясь на телевизионную картинку, частью которой они тоже становятся, если их комментарий этой картинке соответствует. Комментарий, не соответствующий картинке, телевидение не покажет. 

У картинки вроде бы есть режиссер, но она становится настолько влиятельной, что режиссеру приходится под нее подстраиваться. Если картина изображает город в кольце врагов, то правитель города должен добиться того, чтобы город оказался в кольце врагов. 

В итоге правитель и созданная им картина мира с одной стороны поддерживают друг друга, с другой – находятся друг у друга в плену. Такая зависимость существует не только в России, но в России она особенно очевидна.

Насколько свободен правитель в выборе картины? Это важный вопрос, потому что такая же закругленная ситуация с порождением и опорой на собственное порождение существует, вероятно, и в обществе. С одной стороны власти производят «рейтинг» поддержки, ведь главный продукт их деятельности – это большинство. Но с другой стороны, они ссылаются на большинство, как на изначальную реальность. Был ли такой момент, когда правитель мог создать какое-то другое большинство, не толкающее его, неостановимо, в кольцо врагов? 

Ведь когда большинство уже есть, создается круг: позиция большинства – причина действий правителя, но правитель сам создает позицию большинства, то есть свою причину. И катится колесом, как будто бы ухватив себя руками за ноги.  

МТ

comments powered by Disqus