Общая тетрадь

вестник московской школы гражданского просвещения

 
 

Дневник

Как ответить ненавистнику и «троллю»: Серен Кьеркегор

 / 19 Мар.
 

Более 150 лет назад Серен Кьеркегор пытался разобраться в том, почему люди агрессивно ведут себя по отношению к представителям того же или близкого сообщества, пишет в блоге Brain Pickings Мария Попова. Датский мыслитель нашел для себя ответ на вопрос, как отвечать тем, кто, как мы сегодня говорим, «троллят» нас.

В одной из дневниковых записей от 1847 года 34-летний Кьеркегор писал: «Есть форма зависти, примеров которой я в последнее время встречал немало, при которой человек стремится получить что-то давлением и издевательством. Если, например, я вхожу в помещение, где собралось много людей, часто случается, что кто-то решает напасть на меня, начав смеяться; вероятно, он думает, что является в этом случаем орудием общественного мнения. Но если я обращаюсь к нему с дружелюбным замечанием, тот же человек, о чудо, становится по отношению ко мне сговорчивым и внимательным. По существу это означает, что он считает меня кем-то великим, может быть даже чем-то большим, чем я есть. Но если он не чувствует, что может быть допущен к моему величию, то уж по крайней мере посмеется надо мной. Как только он становится, так сказать, участником, он начинает хвалиться моим величием». 

Через некоторое время, возвращаясь к этой мысли, Кьеркегор пишет, что демонстративное выражение неуважения есть в некотором смысле выражение зависимости ненавистника от предмета его ненависти: «Показывая мне, что им нет до меня дела, что им важно, чтобы я знал, что им нет до меня дела, они демонстрируют зависимость… Есть что-то похожее на признание в том, когда демонстрируют непризнание».

Это замечательное свидетельство того, что психология общения в социальных сетях – та же, что была когда-то в салонах, гостиных и клубах. Но есть и существенная разница. Если вы испытываете по отношению к себе агрессию в сегодняшних сетях, то ваши возможности ответить крайне ограничены. Психологически обезоружить и обаять можно человека, но нельзя – «бота».

В нашем мире среди навыков, нужных для психологического выживания, должно присутствовать умение отличать живых собеседников от неживых, а также умение не отвечать механическим троллям и тем, кто проявляет агрессию, просто отрабатывая деньги и не планируя вступать с вами в живое общение.

Иллюстрация: «Дискуссионный клуб», Айзек Крукшанк, гравюра, опубликованная Laurie and Whittle, 1795. Библиотека Йельского университета.  

Евгений Будин   

comments powered by Disqus