Общая тетрадь

вестник московской школы гражданского просвещения

 
 

Номер № 68 (2-3) 2015

Культур много, цивилизация — одна

Ю.П. Сенокосов

28 — 29 октября Ассоциация школ политических исследований Совета Европы про­вела в Берлине форум «В поисках утраченного универсализма», посвященный раз­витию гражданского общества.

Российское общество: реалии и химеры

Владимир Рыжков

Поговорим о том, что в последние годы часто оказывается в центре политиче­ских дискуссий, — о нашем народе, его интересах и устремлениях и осо­бенностях восприятия действительно­сти. В частности, хотелось бы понять суть тех пресловутых восьмидесяти шести процентов народа, которые довольны почти всеми действиями вла­сти, и четырнадцати процентов, которых, по-видимому, не все устраивает.

Джихадизм — новая угроза*

Эмиль Паин

Авторитетнейший в этом вопросе эксперт, сирийский политический философ Садик Аль-Азм (профессор Дамасского университета и почетный профессор Принстонского университета), выделил несколько важ­нейших признаков исламизма, из которых самым суще­ственным он считает «возрождение понятия исламского джихада (священной войны) в его самых сильных фор­мах».

Международное космическое право

Цезари о Гутьерес Эспада

Картина глобального мира иногда бывает непонятна, поскольку это очень обшир­ная сфера. Но для публичного права глобальный мир является ясным поня­тием. И конечно, категория глобального мира достаточно понятна для любого раздела международного права. В частности, это касает­ся космического, или внеземного пространства.

Отношение к истории в Германии и Франции*

Ютта Шеррер

Вырастающие из семантического контекста и филосо­фии немецкого языка понятия преодоления и проработ­ки прошлого во Франции совершенно неизвестны. Концепт исторической политики сюда тоже до сих пор не проник.

Макиавелли и мы*

Андрей Захаров

Исследуя природу политической власти, Никколо Макиавелли обратил внимание на особую группу поли­тиков, которым власть достается без усилий — просто так, по стечению обстоятельств.

Нужны ли границы дозволенного? ( Цензура и лицензирование литературы в Англии )*

Леон Конрад

Что такое цензура? Цензурой называют целенаправленное ограничение свободы самовыражения, навязываемое кому-то кем-то.

Гражданское образование в контекстах мировой истории

Александр Согомонов

Культурная история гражданского обра­зования на протяжении двух с полови­ной тысяч лет удивительным образом сочетает в себе медленное и поэтапное развитие просветительских практик с весьма неожиданными и подчас эмо­циональными всплесками в виде радикальных и шум­ных экспериментов.

Россия и Европа после «конца истории»

Андрей Колесников

Чувство общности. Исторически после Второй мировой войны у СССР был шанс присоединиться к европейским ценностям. На это очень надеялся прези­дент США Франклин Рузвельт. Но его романтические иллюзии были разруше­ны в 1946 году.

Откуда и куда идем? «Общественный строй» и модель экономики

Александр Волков

Этим вопросом — откуда и куда идем? — мы задаем­ся не впервые в послере­ форменные годы. В дис­куссиях последнего вре­мени, даже на телевиде­нии, звучит мысль, что мы недостаточно бережно, порой слишком легкомысленно обращаемся со своим историческим про­шлым.

О СМИ и этике журналиста

Хильде Хаугсгьерд

Я уже довольно давно поняла, что в мире не очень хорошо осведомлены о норвеж­ском обществе и принципах работы прессы в Норвегии. Отчасти это про­исходит оттого, что мы сами любим показывать Норвегию как детский парад в солнечный день в праздник конституции.

Персонализация информации: возможности и пределы

Наталья Лосева

Возможность исследовать аудиторию, наблюдать за пользователем и его пове­дением, понимать и предсказывать его шаги и особенности потребления инфор­мации в корне меняет сегодня прежние представления о маркетинге СМИ.

Эскиз «дорожной карты» России и Китая*

Ян Чек

Сейчас в мире существует много опасений и озабоченности в связи с развитием китайско-российских отношений, осо­бенно после украинского кризиса. Чем это объясняется?

Мераб Мамардашвили как аналитический философ*

Родион Гаршин

Тема моего доклада «Мамардашвили как аналитический философ» не совсем стан­дартная, довольно новая, поэтому стоит сначала уточнить, что здесь имеется в виду.

Встреча

Юрий Сенокосов

Одно из самых ярких впечат­лений в моей жизни — встре­ча Мераба Мамардашвили с о. Александром Менем — философом и священнослу­жителем. Они не были знакомы и увидели впервые друг друга в Пицунде на побережье Черного моря.

Последний год той жизни…

Леонид Лиходеев

Четверть века отделяет нас от событий 1991 года.

Обязанности власти и обязанности гражданина*

Питирим Сорокин

В полицейском государстве между гражданином и властью лежит про­пасть. Взаимоотношение между ними вполне ясно и определенно: власть и ее носители приказывают, подданный, обыватель — подчиняется.

Задачи ведомства народного просвещения*

Питирим Сорокин

В ряду множества кризисов, переживаемых теперь государством, едва ли не самым острым кризисом является кризис культурных сил, кризис знания. Теперь, когда революция потребовала напряжения всех культур­ных сил страны, этот недостаток культурности, образованности и зна­ния почувствовался особенно остро.

Оглавление:

К читателю

Тема номера

Вызовы и угрозы

Верховенство права

Историческая политика

История учит

Гражданское общество

Россия и Европа

Точка Зрения

СМИ и общество

Концепция

К 85-летию М.К. Мамардашвили

Nota bene