Общая тетрадь

вестник московской школы гражданского просвещения

 
 

Номер № 69 (4) 2015

Интеллектуальная альтернатива кризису

Ю.П. Сенокосов

Есть такое латинское выражение, которое наверняка многим знакомо — «homo faber» — человек творящий, делающий. Думаю, буду прав, если скажу: обычно мы хорошо понимаем только то, что дела­ем сами, своими руками и головой, конеч­но. А как, можно понять гражданское общество, которое не делается руками?

«Мы должны взять ответственность на себя»*

Альваро Хиль-Роблес

Какой смысл сегодня говорить о право­вом государстве?

Гражданский универсализм в глобальном мире

Дмитрий Горин

Мировая история часто рассматри­вается как история самобытных культур, каждая из которых стре­милась осознать свою уникаль­ность среди многих других. В не­котором смысле это справедливо, однако не следует забывать, что развитие человечества двигалось силами, пронизывающими весь мир и пре­одолевающими границы между народами.

Траектории глобальной экономики

Фредрик Эриксон

Куда движется мировая экономика, что нас ожидает через два года, десять лет, как нам следует, осо­знавая весьма несовершенные про­гнозы, подходить к решению тех или иных экономических проблем в планетарном масштабе?

Насколько универсальны гражданские ценности Европы?

Михаэль Мертес

Я хотел бы начать разговор о ценно­стях с одной небольшой истории, кото­рая глубоко тронула мое сердце. В июле 2014 года, в самый разгар военных действий в секторе Газа, у меня, за пару дней до отъезда из Израиля, состоялся разговор с одним палестинским знакомым, верующим мусульманином.

Свобода и право

Вадим Клювгант

Говоря о соотношении свободы и права, приведу сначала словосочетание из трех слов: «свобода в праве». Это будет озна­чать, что мы думали о том, есть ли в праве как в институции свобода. И если есть, то, как она соотносится с принудительной составляющей права, которая является его неотъемлемой частью.

Перспективы глобализации и демократии

Роберт Скидельски

Двадцать пять лет назад я участвовал в дискуссии, где пытались нарисовать картину будущего миропорядка. Для оптимистов самым важным событием в то время было падение Империи зла, как Рональд Рейган назвал Советский Союз в конце холодной войны.

Гражданское образованue в контекстах мировой истории

Александр Согомонов

Необходимый и неизбежный выбор

Василий Жарков

Отношения России с Европой и в це­лом с Западом сегодня, мягко говоря, далеки от идиллии. Намеки на потеп­ление к кардинальным изменениям пока не привели. Обе стороны оста­ются в состоянии взаимного недоверия и напряжения.

Банальность зла и «гибридность» морали

Замечено: в следнее время в мире все чаще нормой становятся «двойные стандарты» в суждениях, поступках, действиях политиков, сообществ, целых стран. Насколько такая амбивалентность исходит из двойственности морали, критерии которой до сих пор вызывают трудности адекватного обоснования?

Интеграция и свободные искусства: исторический обзор

Леон Конрад

В 1936 году выдающийся американский философ, педа­гог и популяризатор Мортимер Адлер высказался за вос­создание целостности тривиума — классического объ­единения свободных искусств, включающего граммати­ку, логику и риторику.

Справедливость

Джордж Акерлоф

Альберт Рис был челове­ком мудрым и рассуди­тельным. Он сделал образцовую карьеру. Родился в 1921 году, высшее образование получил в Оберлинском колледже, докто­рантуру проходил в Чикагском универси­тете, где ему оказали огромную честь, предложив остаться. Постепенно он под­нялся по академической лестнице: снача­ла ассистент, потом доцент, профессор и даже декан факультета экономики.

Оглавление:

К читателю

Семинар

Тема номера

Тема номера

Верховенство права

Точка зрения

Гражданское общество

Россия и Европа

Дискуссия

Образование XXI века

Образование XXI века