Общая тетрадь

вестник московской школы гражданского просвещения

 
 

Номер № 70 (1-2) 2016

Правозащита – искусство невозможного*

Михаил Федотов

Учитывая то, что все мы участвуем не просто в правозащитной, а в юбилейной конференции, посвященной 40-летию Московской Хельсинкской группы, я хотел бы посвятить свое выступление обоснованию следующего тезиса — «Правозащита есть искусство невозможного».

Обществу граждан — гражданское просвещение

Юрий Сенокосов

Нет сомнения, что жизнь, когда мы ее чувствуем и переживаем, не сводится к экономике и политике или к безопасно­сти; мы не воспринимаем ее в терминах экономических или политических тео­рий, как результат работы существую­щих институтов.

Право и просвещение*

Арсений Рогинский

Доброе утро, дорогие коллеги. Я приветствую вас от имени «Мемориала». Для нас большая честь и радость принимать Школу гражданского просвещения. Школа — одна из братства гражданских организаций, которая тащит воз гражданственности на протя­жении больше чем 20 лет. Тема вашего нынешнего семи­нара — «Право и просвещение», и в смысле общей идеи мы абсолютно совпадаем, хотя наша тема — «Беспра­вие».

Игроки покидают поле*

Юрген Хабермас

24 июня этого года были опубликованы результаты состоявшегося в Великобритании референдума о выхо­де страны из ЕС. Большинство британцев проголосо­вали за выход, что вызвало большую дискуссию. Ниже публикуется интервью немецкого журналиста герман­ской газеты Die Zeit Томаса Ассхойера с известным немецким философом Юргеном Хабермасом о брекзи­те и кризисе Европейского союза.

Хотят ли русские войны

Андрей Колесников

В 1961 году культовый в то время поэт Евгений Евтушенко написал по-своему замечательное стихотво­рение «Хотят ли русские войны?».

Правовой диалог, мораль и трудности перевода

Елена Лукьянова

В прошлом году у нас разразилась острая дискуссия по вопросу о том, что важнее — Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) или Конституция России?

Почему Россия (не)Европа

Василий Жарков

Начало этого бесконечного разговора уже мало кто помнит, и, видимо, никто не знает, как и чем он закончится. Аргументы обеих сторон известны и почти не меняются, более того, споря­щие стороны часто используют один и тот же тезис, выводя из него диаметрально противопо­ложные заключения.

Российское общество: чувства и ожидания

Алексей Макаркин

На фоне длительной стагнации основных показателей экономики России все чаще в политических, экспертных и медиа-сообществах возникают дебаты, обнародуются сценарии и прогнозы в связи с перспективами институцио­нально-экономического и социального развития страны.

Российское общество: ценности и действия

Элла Панеях

Существует достаточно устойчивое представление о том, что Россия — это страна неких нецивилизованных, отсталых цен­ностей или, наоборот, особых соборных, общинных ценностей, которые не позво­ляют ей включиться в магистральный путь развития цивилизации.

Томас Гоббс и укрощение Левиафана*

Андрей Захаров

В национальной портретной галерее в Лондоне хранится картина под названи­ем «Король Эдвард VI и папа». Имя авто­ра полотна до наших дней не дошло, но известно, что оно было создано около 1575 года. Картина восхваляет английскую Реформацию, и в частности молодого короля Эдуарда VI, который, сидя у смертного одра своего отца, знаменитого многоженца Генриха VIII, принимает от него напутствие на продолжение борьбы с папистами.

Универсальные ценности

Леон Конрад

Когда мы употребляем слово «ценности» в контексте универсальных ценностей, используем ли мы его в том смысле, что нечто является действительно ценным — как, например, кольцо с бриллиантом, имеющее материальную ценность; или старая фотография, на которой запечатлены лелеемые в памяти моменты нашей жизни, которая имеет сентиментальную ценность; или акт филантропии, такой как передача известной картины в дар публичной художественной галерее, чтобы люди наслаждались ею, что имеет социальную и художествен­ную ценность. Или же мы используем это слово в ином значении?

Гражданское образование в контекстах мировой истории*

Александр Согомонов

Контекст 5: Индустриальная метрополия и рожде­ние либеральной модели гражданского образования.Начало XIX века стало для всего Запада точкой невоз­врата. Большинство привычных для него общественных и материальных состояний неуклонно уходили в про­шлое.

Конфликт мировоззрений: попытка иррационального объяснения

Иван Ниненко

В современной американской гуманитар­ной науке предпринимаются самые разные попытки объяснить сложив­шийся мировоззренческий конфликт между сторонниками Демократической и Республиканской партий.

Об иррациональном объяснении

Родион Гаршин

В середине прошлого века когнитивные науки испытали серьезный взлет, связан­ный с применением естественно-научно­го метода в исследованиях познаватель­ных способностей человека.

Институты и демократия в современном мире: Бразилия – от успеха к провалу

Татьяна Ворожейкина

2016 год должен был стать годом триумфа Бразилии. Первые на латиноамериканском континенте Олимпий­ские игры, право на проведение, которых выиграл Рио-де­-Жанейро, были призваны продемонстрировать всему миру экономические и социальные успехи страны, ее пре­вращение в стабильную демократию и одного из наиболее динамичных мировых лидеров.

Что дальше? Выживание в XXI веке

Кристофер Паттен

Знакомим читателя с нашими свежими изданиями, публикуя аннотации и фрагменты текста, дающие представление о книгах

Бабочка на стекле, или Похороны факта

Денис Драгунский

Мне уже не раз приходилось слышать эту историю. Маленький мальчик приехал на дачу. Сидит он в комнате на подоконнике, и вдруг на стек­ло с наружной стороны садится бабочка. Мальчик хочет рассмотреть ее получше — прикладывает к стеклу два пальчика, раздвигает их и удивляется, что бабочка не увеличивается, как на экране айфона или айпада.

От горожанина к гражданину: долгий путь к «гражданству»

Максим Трудолюбов

В русском языке есть слова, которые оче­видно похожи между собой, но очевидно же и различаются, выполняя разные задачи. Это, например, «волость» и «власть», «золото» и «злато», «горожа­нин» и «гражданин». Слова из таких париногда имеют значения пересекающиеся, а иногда совсем далекие. Волость и власть разошлись совсем, а золото и злато — не так далеко.

Оглавление:

К читателю

Тема номера

Тема номера

Война и мир

Европа и Россия

Точка зрения

История учит

Гражданское общество

Дискуссия

Горизонты понимания

Наш анонс

Наш анонс