Общая тетрадь

вестник школы гражданского просвещения

 
 

Номер № 1 (61) 2013

К читателю

Юрий Сенокосов

Предлагаю вспомнить об этическом содержании задаваемых нами часто конкретных моральных вопросов «как жить?» и «что делать?».

Историческая память и гражданская позиция*

Александр Даниэль

Обращаясь к теме исторической памяти, хочу подчеркнуть, что речь в моем выступлении пойдет не об истории как таковой, не об исторических фактах, а именно об исторической памяти. История, исторические факты — это то, что происходило когдато, и в той реальности.

Дискуссия

Приоритеты общества и шансы оппозиции

Алексей Макаркин

Известно, что российское общество за последние 25 лет изменилось в существенно меньшей степени, чем, например, экономика.

От «Солидарности» к самоуправлению

Наталья Брыжко

В 1970е годы, во время правления Эдварда Герека, благодаря иностранным кредитам Польша переживала период относительного благополучия. Уровень жизни в стране был относительно высок. Однако это длилось недолго.

Бестиарий. Стало меньше студентов? Ну и что?*

Джампаоло Панса

«Новая Европа» – границы, параметры и место в мире

Андрей Зубов

Европа — это в первую очередь определенные культурные принципы, которые могли сформироваться только в западном культурном ареале, такие как права человека и демократия, что, кстати, европейцы хорошо понимают.

Общество и воспитание*

Эрнст-Йорг фон Штудниц

Процесс воспитания начинается с рождения и, если подобно великому Гете воспринимать жизнь как непрерывный процесс обучения, заканчивается только со смертью.

Конкурентоспособны ли российские университеты?*

Татьяна Кастуева-Жан

Высшее образование и его реформа являются одной из самых обсуждаемых тем в российском обществе начиная с середины 2000 годов, когда образование стало одним из четырех национальных проектов.

«Не для школы, а для жизни учимся»

Андрей Колесников

Важнейшее историческое свойство идеи университета — она распространялась и воспроизводилась в средневековой Европе как благодаря подражанию, так и по причине недовольства тогдашних студентов, а иногда и «профессорскопреподавательского состава» порядками в «старых» структурах.

О значении синонимов в связи с вопросом об изучении языка*

Александр Трачевский

Слово дано человеку для выражения его мыслей и чувствований. Понятно, что человек, прежде нежели скажет какуюлибо мысль, должен составить ее в своем уме; прежде чем словами выразить какоелибо чувствование, должен ощутить его в душе.

«Родительские стратегии» и гражданские практики

Татьяна Шманкевич

Можно ли школу рассматривать в качестве среды, формулирующей гражданские прак-тики? И если да, то каков механизм превращения школьных «родительских стратегий» в гражданские практики?

Кое-что о Лондоне

Лев Аннинский

Я еще не обезумел — судить об англичанах по восьми дням пребывания в Лондоне, да еще в первый раз в жизни. Может, и в последний.

Моральные уроки советской истории. «Не будем обольщаться внешним крахом коммунизма»*

Юрий Карякин

Вот капитальный факт: ни одна партия не совершила столько и таких преступлений, как коммунистическая. Никогда не было совершено столько и таких преступлений без покаяния. Наконец, никогда не было столько и таких преступлений, которые прошли бы столь безнаказанно. Фашизм получил по заслугам, но почему коммунизму все равно все сошло с рук?

Моральные уроки советской истории. «Жить не по лжи»*

Лен Карпинский

Уважаемые господа, я хочу начать с благодарности организаторам нашей конференции, а также особо отметить и поблагодарить господина Брайана Хэмлина, текст которого о движении за «Моральное перевооружение» я прочитал только здесь.

Оглавление:

К читателю

Семинар

Тема номера

Страницы истории

Точка зрения

Концепция

Российское образование

Наше гражданское наследие

Гражданское общество

Гражданское общество