Общая тетрадь

вестник московской школы гражданского просвещения

 
 

Текущий Номер Номер № 74 (1-2) 2018

Будущее прошлого*

Дмитрий Горин

Дмитрий Горин: Обращение к истории в публичной сфере создает мощный символический ресурс, который проявляет себя амбивалентно. С одной стороны, обращение к прошлому может вдохновлять человека на изменение собственной жизни, укреплять доверие и нормы взаимности, создавать социальный капитал, способствовать примирению, диалогу, взаимопониманию, солидарности. И даже конвертироваться в экономическое развитие, при определенных условиях.

«Плохо, если какой-нибудь глупец считается умным»: революция софистов и гибель Сократа*

Андрей Захаров

Разговору о софистической философии целесообразно предпослать три тезиса, характеризующих место ее создателей в нашей жизни. Во-первых, софисты как представители философской школы и Сократ как ее порождение — в высшей степени современные мыслители. Я бы даже рискнул, несмотря на заношенность термина, назвать их мыслителями постмодерна, поскольку в том восприятии реальности, которое предложил нам XX век и которое столь же активно продолжает продвигать век XXI, на первом плане — зыбкость, неустойчивость, условность всех форм бытия.

Право и три европейских кризиса: экономика, безопасность, политика*

Мигель Аспитарте Санчес

История современных демократий и конституционного права есть история удивительных начинаний и достижений, история превращения систем правления, основанных на насилии и принуждении, в мирные сообщества, где власть опирается на четкие правила — демократические правила. Верховенство права означает прежде всего то, что власть упорядочивается, ограничивается и легитимируется правовыми нормами, а не насилием, господством или тиранией.

И снова о «конце истории»

Микаэль Мертес

Почти двадцать пять лет назад мне выпала честь впервые присутствовать на семинаре Школы. Тогда, в 1994 году, она еще называлась Московской школой политических исследований. Мы собирались в Голицыно. Пришло время поделиться размышлениями о некоторых иллюзиях и ошибках, которые в последние четверть века, после окончания холодной войны характеризовали дебаты о будущем нашего мира.

Корни демократической жизни в этике Лютера*

Йон Викстрём

Я хорошо понимаю, что название моего выступления может показаться странным и неожиданным. Что профессор Мартин Лютер, этот бывший монах в Германии XVI века, мог знать о демократии? Требовавший безусловного послушания и подчинения монастырский устав и иерархическая церковь того времени, а также патриархальное общество наверняка предлагали очень мало предпосылок для понимания того, что такое демократия, не говоря уже о современной демократии.

Гражданское образование в контекстах мировой истории*

Александр Согомонов

Нацистская версия гражданского воспитания Кривая истории Германии в ХХ столетии была куда более сложной, чем в России. Кроме того, как это ни парадоксально, немцы и после парламентских выборов 1933 года, а затем прихода к власти Гитлера в известном смысле оставались приверженными своим образовательным традициям, разумеется, консервативной направленности.

Приблизить Европу к гражданам*

Натали Нугайред

Хочу поговорить о состоянии гражданственности в странах Европы, так как сегодня это вопрос, который меня очень интересует. Одна из причин в том, что в газете «Гардиан» мы инициируем новый проект в режиме онлайн, который называется «Европа сегодня».

Разнообразие в универсальном*

Роберт Скидельски

Эдвард Скидельски: — Мы будем говорить сегодня о нравственном универсализме в самом широком понимании этого определения — его исторических истоках и социально-политических аспектах. Не лишать людей безвинно жизни, не порабощать их, не пытать. Многие в Англии считают, что эти максимы универсальны, что они обладают всеобщим значением, хотя принципам этим не везде и не всегда следуют сами англичане.

«Мир, который понимался как мир отдельных стран, закончился»*

Игорь Злотников

Виктор Авотиньш, публицист, поэт (Рига, Латвия) Возможно, вам, уважаемые читатели, мысли магистра экономики, члена совета Фонда науки Академии наук Латвии Игоря Волдемаровича Злотникова покажутся, как и мне, несколько непривычными или даже «неудобными» (как, например, мне его заявление о том, что век национальных государств закончился).

Умер Ричард Пайпс

Сергей Мошкин

Мы познакомились с ним в Перми на семинаре Школы. Тогда, по итогам семинара, я сделал вот эту запись. Пусть сегодня она станет некрологом Ученому… …Он зашел в зал как-то незаметно, немного смущаясь массы людей, специально собравшихся увидеть его — настоящего живого Пайпса.

Заключительные мысли*

Ричард Пайпс

Оглядываясь на почти восемьдесят прожитых мною лет, я прихожу к выводу, что гораздо выше, чем власть, деньги или славу, ценю независимость, бескомпромиссное право быть самим собой в словах и делах. Я считаю свои убеждения и взгляды настолько же неотъемлемыми от меня, как и мое тело: они — это я в буквальном, хотя и не в физическом смысле.

Оглавление:

Семинар

Тема номера

Тема номера

Реформация и демократия

Гражданское общество

Точка зрения

Наши соседи

In Memoriam

In Memoriam