Общая тетрадь

вестник школы гражданского просвещения

 
 

Автор: Александр Согомонов

Очерк 3. Просветительская мысль второй половины ХIХ века между академической наукой, революционным порывом и художественным вымыслом*

Номер № 79 (3-4) 2020

В предыдущих очерках мы рассматривали утонченную философическую и публицистическую мысль, которая по своему социальному происхождению была преимущественно дворянской. Сейчас же обратимся к тем отечественным интеллектуалам, кто в эпоху великих реформ XIX века выбрал для себя стезю профессионального служения отныне уже в более свободной и открытой России. И кто четко осознавал и никогда не изменял своей общественно-просветительской миссии.

Очерк второй. Просвещение и История: контрасты николаевской России*

Номер № 78 (1-2) 2020

Свободный философский дух, европейская образованность, независимый социальный статус и доход, постоянные поездки за рубеж, широкий круг общения и, что особенно важно, критический настрой в отношении самодержавия и крепостнической отсталости страны рано или поздно мотивировали небольшую часть русской интеллигенции первого поколения на открытое участие в прозападнической «фракции прогрессистов».

Гражданское образование в истории отечественной общественно-политической мысли

Номер № 77 (3-4) 2019

Вся вторая четверть XIX века для русского просвещения была «темной» эпохой откровенных гонений и жестких притеснений со стороны властей. Нетерпимость проявлялась не только к независимой мысли, но и к любым попыткам уйти в сторону от официальной идеологии, огосударствленного образа жизни и «правильного» мышления.

Гражданское образование в истории отечественной общественно-политической мысли*

Номер № 76 (1-2) 2019

Перескочим теперь через одно поколение и переместимся мысленно в Россию рубежа XVIII–XIX веков — время смены политического режима и модели власти, наступления эры романтизма в искусстве и философии, нарастающего на верхах запроса на перемены.

Гражданское образование в истории отечественной общественно-политической мысли. Очерк 1

Номер № 75 (3-4) 2018

Предлагаемый очерк не об истории как научной дисциплине, не об историческом познании и критике источников во имя получения достоверных фактов и не о самих историках как творцах сокровенного исторического знания.

Гражданское образование в контекстах мировой истории*

Номер № 74 (1-2) 2018

Нацистская версия гражданского воспитания Кривая истории Германии в ХХ столетии была куда более сложной, чем в России. Кроме того, как это ни парадоксально, немцы и после парламентских выборов 1933 года, а затем прихода к власти Гитлера в известном смысле оставались приверженными своим образовательным традициям, разумеется, консервативной направленности.

Авторы: