Современная культура совершает явный разворот от рационального к чувственному, от значения к присутствию, от слов к телу. Сущность человека традиционно определялась в контексте подчинения телесного сначала духовному, а с XVIII века — рациональному. Но уже в XIX веке, когда интеллектуалы начали сводить счеты с разумом, баланс рационального и телесного явно смещается в пользу последнего.
Дмитрий Горин: Обращение к истории в публичной сфере создает мощный символический ресурс, который проявляет себя амбивалентно. С одной стороны, обращение к прошлому может вдохновлять человека на изменение собственной жизни, укреплять доверие и нормы взаимности, создавать социальный капитал, способствовать примирению, диалогу, взаимопониманию, солидарности. И даже конвертироваться в экономическое развитие, при определенных условиях.
Мировая история часто рассматривается как история самобытных культур, каждая из которых стремилась осознать свою уникальность среди многих других. В некотором смысле это справедливо, однако не следует забывать, что развитие человечества двигалось силами, пронизывающими весь мир и преодолевающими границы между народами.
Социальная и политическая рефлексия событий последнего года заставляет интеллектуальное сообщество все чаще говорить о «гибридности» («гибридная война», «гибридные режимы»). Видимо, «гибридность» — это черта нашего времени, в котором привычные стереотипы реанимируются в принципиально новых условиях и новыми средствами.
Есть старый анекдот о рабочем, который постоянно воровал с завода. Каждый день охранники на проходной особо тщательно досматривали его тележку, но безрезультатно — она каждый раз оказывалась пустой.
Завершение 2011 года в России было примечательно событиями, которые нередко оцениваются как рождение гражданского общества. Успешные, образованные и энергичные люди, сторонившиеся еще несколько лет назад не только политической жизни, но и любого проявления гражданской активности, вышли на площади Москвы и многих российских городов с требованием честных выборов.