Один из популярных в России политологических учебников определяет институт как «совокупность фундаментальных форм или структур общественной организации, установленных законом или обычаями конкретного человеческого общества».
Россия всегда была богата большими идеями на свой собственный счет. Обычно от них веет трагизмом и вообще сильными чувствами: это идеи о вечном одиночестве в мире без друзей, о высоком долге страны, жертвующей собой, чтобы преподнести всей планете урок, об особой и всечеловеческой миссии.
В современной политической науке понятие «революция» используют для описания природы качественных политических изменений. Каждая политическая система подчиняется собственной логике развития, реагируя на совокупность внутренних и внешних импульсов. Поэтому политический процесс можно трактовать двояко: либо как совокупность перемен в каком-то данном состоянии политической системы, либо как замену одной системы другой.
В настоящее время в политической науке отмечается довольно резкий рост интереса к понятию «суверенитет». При этом особое внимание исследователей привлекают такие проблемы, как место сосредоточения и носители суверенитета, критерии суверенного государства, а также современные вызовы традиционной идее суверенитета, которые, возможно, скоро потребуют (или уже требуют) серьезного пересмотра привычных подходов к этому понятию.
Исторические корни социализма как мета-идеологии весьма глубоки, некоторые исследователи обнаруживают их уже в платоновском диалоге «Государство». Первоначальные варианты социализма были утопическими — это понятие происходит от названия классического произведения «Утопия», написанного Томасом Мором (1478 — 1535). Социалисты-утописты XVI столетия, к которым, наряду с этим мыслителем, причисляют автора трактата «Город солнца» Томмазо Кампанеллу (1568 — 1639), выдвигали идеи общественной собственности и упорядочения жизни социума в соответствии с единым стандартом.
Обширный вопрос о соотношении развития и отсталости включает в качестве своей составной части проблему модернизации.