Оглавление:
Международная премия основателю и директору Московской школы политических исследований Елене Немировской
Семинар
Тема номера
Концепция
Дискуссия
-
Ренессанс социального дарвинизма
-
Общественное мнение и демократия
-
Количество качества. Сколько граждан России нуждается в свободе слова?
Свобода и культура
Личный опыт
Идеи и понятия
Горизонты понимания
Nota Bene
Наш анонс
№ 2 (37) 2006
Международная премия основателю и директору Московской школы политических исследований Елене Немировской

2 апреля 2006 года в столице Швеции, в Стокгольмском драматическом театре состоялась церемония вручения престижной международной премии Фонда Хиросимы ради мира и культуры (The Hirosima Fоиndаtiоn Award for Реасе and Сиltиrе). Ее лауреатом стала основатель и директор Московской школы политических исследований Елена Немировская. Премия, которую учредили супруги Эдита Моррис (1902 — 1988) и Айра Виктор Моррис (1903 — 1972), вручается за особый вклад в развитие культурного диалога, взаимопонимания и миротворчества во всем мире. Среди тех, кто получал премию в прошедшие годы, — известные поэты, художники, писатели, общественные деятели. Елена Немировская была награждена премией Фонда Хиросимы в знак признания ее заслуг в деле развития гражданской культуры, толерантности и диалога в России и других постсоветских странах.
Выступления участников церемонии
Дамы и господа, дорогие друзья, дорогой лауреат!
Премия Фонда Хиросимы основана Эдитой Моррис — шведской женщиной, вышедшей замуж за американца, ставшей успешным англоязычным писателем, много лет прожившей во Франции и имевшей особые отношения с Японией. Ее шведский издатель Гертруда Гидлунд еще расскажет нам об этой потрясающей личности.
Лауреат этого года — Лена Немировская, основатель и директор замечательного института под названием «Московская школа политических исследований». Школа была основана почти пятнадцать лет назад и за это время не только внесла огромный вклад в развитие демократии в России, но также вдохновила создание подобных организаций в дюжине других посткоммунистических стран.
Позвольте предварить нашу церемонию несколькими краткими замечаниями.
В начале 90-х годов Френсис Фукуяма сказал нам, что история подошла к своему концу. Теперь, говорил он, нас ожидает длительный период глобального консенсуса в основных ценностях. Тоталитаризм умер или умирал, демократия шагала по миру, старые барьеры рушились. Идеи и люди получили небывалую свободу передвижения; распространялись новые медиа. На место насильственных однопартийных режимов, обладавших монополией на разрешенные мнения, пришли многообразие и плюрализм. Мы даже получили возможность заново открыть некоторые части прошлого, поскольку внезапно распахнулись двери архивов.
Кроме того, происходило что-то вроде экономической революции. Отменялись ограничения, подавлялись монополии, а свободный рынок обещал процветание для всех. Больше не было бедных стран — только развивающиеся экономики. Это было время великих надежд и открытых перспектив.
Но затем история вернулась и отомстила. Через каких-то пятнадцать лет мы стали более искушенными, немного более мудрыми и несколько сконфуженными. Да, многое стало лучше: бедность, казалось бы, отступила, границы стали проницаемее, дешевые авиабилеты дали нам крылья. Электронная революция сделала мир существенно меньше. Слова и образы из одного угла мира достигают противоположного угла за считанные секунды. Но появились и новые заботы, порожденные возросшей мобильностью и взаимосвязанностью; многие беспокойства самого разного свойства.
Экономические проблемы — в первую очередь. Большинство экспертов по-прежнему сходятся в том, что конкуренция способствует инновациям, что в долгосрочной перспективе свобода торговли и открытые рынки хороши для всех. Но избиратели живут не в долгосрочной перспективе, а в уязвимой реальности и болезненно переносят изменения. Отсюда — громкие призывы к защите, и, под разными масками, старые барьеры укрепляются или восстанавливаются. Протекционизм возвращается под многими именами. Самое популярное сегодня — «экономический патриотизм».
Беспокойство вызывает проблема безопасности. Преступники тоже выигрывают от возросшей мобильности. Отсюда — новые угрозы и страхи, а также новые попытки защититься от них. По-видимому, совершенно не случайно, как говаривали марксисты, мистер Фукуяма, который некогда рассказал нам о конце истории, недавно выпустил книгу под названием «Строительство государства».
Сейчас кругом много строителей государства и много школ политической архитектуры. Среди них есть минималисты и максималисты. Несколько лет назад, в разгар либертарианской революции, нам говорили, что все будет расти и расцветать, если свести политические институты к минимуму. Сейчас мы об этом слышим реже, и стало общепринятым считать, что публичные институты и публичная политика необходимы для укрепления экономики и общества. Но какие институты и какая политика? Предлагаются разные модели, жесткие и не очень. Некоторые из строителей государства стремятся возвести здания без окон. Это плохой рецепт: чтобы хорошо жить, нужны воздух и свет. Открытость жизненно необходима. А некоторые слишком зацикливаются на открытости, куда больше, чем то нужно гражданам. И это то же плохой рецепт.
Совет Европы, как организация, глубоко вовлеченная в процесс государственного строительства, не устает повторять, что хорошее управление требует уважения к правам человека, к плюралистической демократии и верховенству права. Верховенство права не означает, что любой закон хорош, — это принцип недопущения произвола и злоупотреблений властью. Эти три принципа должны работать в гармонии, но как достичь такой гармонии? Как построить достойное государство и достойные институты? Как обеспечить эффективность политики и мудро использовать публичные ресурсы? Именно поиск ответов на эти вопросы и составляет существо демократии. В цивилизованном обществе мы обязаны обсуждать эти вопросы серьезно и без страха.
Фонд Хиросимы стремится к «миру через культуру», и в этом году его премией отмечается вклад в развитие политической культуры России и других постсоветских стран. Московская школа политических исследований нацелена на расширение пространства дискуссии по всем вопросам, важным для общества, ищущего свой путь: дискуссии о своем и чужом опыте в свете либеральных, демократических и гуманистических принципов. Школа — это воплощение духа реальной демократии.
Выражение «новые русские» обычно связывают с сумасшедшим богатством и разгульным образом жизни, но я лично настаивал бы на другой интерпретации. Для меня по-настоящему новые русские — это люди, которых собирает вокруг себя Московская школа политических исследований: открытые к разговору, свободно мыслящие, любознательные, целеустремленные и отважные. Эти качества необходимы для будущего российской демократии, как и для будущего европейской демократии.
Поздравляя лауреата этого года с безусловно заслуженной ею наградой, хочу надеяться, что демократические достижения, обретенные Россией за последние два десятилетия, будут сохранены. И позвольте выразить мое глубочайшее уважение настоящим новым русским.
Гертруда Гuдлунд, издатель, член правления Фонда Хифосимы
Был январь 1971 года. В Париже шел снег с дождем, когда однажды вечером мы впервые встретились с Айрой и Эдитой Моррис в их уютной квартире недалеко от парка Монсури. Айра был добрейшим человеком, встречавшим каждого как самого дорогого гостя. Он был американским писателем и выдающимся шахматистом, уроженцем Чикаго, сыном священника из Оук Хилл. Рядом с ним была Эдита. Обоим было около 70 лет, оба высокие, худощавые, всегда молодые. Писательство по природе своей — одинокий труд. Эти два писателя любили компанию — но только по вечерам, после долгого дня, проведенного за пишущими машинками. Их сын Иван Моррис жил в Нью-Йорке и работал профессором японологии в Колумбийском университете. Мой муж Кристер Гидлунд и я, молодые и зеленые издатели, восприняли их жизнь и мир как идеальные. Магически привлекательные. Но все оказалось не так просто ...
На следующий день в нашем маленьком отеле на улице Вавен раздался телефонный звонок. Звонила Эдита, которая попросила нас зайти. «Если вы устали, работайте больше», — процитировала она Брехта. Так началась наша совместная работа. Книги, дружба, чрезвычайные события: ее жизнь была столь же насыщенной, как и ее романы, направленные против войны и разрушений. Она тогда уже была широко известной писательницей. Роман «Цветы Хиросимы», опубликованный в 1960 году, стал бестселлером и вышел более чем трехмиллионным тиражом. Он принес ей богатство и премию мира имени Альбера Швейцера.
Почему Хиросима? Постепенно я узнала о трагедии Эдиты. Она родилась и 21 год прожила в Швеции. В 1923 году Айра Моррис женился на юной шведской красавице Эдите Толл, и ее стали звать Эдитой Моррис. Они отправились за границу — в Лондон, Берлин, Нью-Йорк. В 1925-м родился сын Иван. Отучившись в британских и американских школах, он стал изучать Японию в Гарвардском университете. Во время атомных бомбардировок в августе 1945-го он служил переводчиком в американской военно-морской разведке. Тогда ему было 19 лет. Позже он никогда не рассказывал, что он увидел в разбомбленной Хиросиме. Только однажды обмолвился: «Там пахло жареным беконом ... ».
Всю жизнь он посвятил Японии. Как говорила мне Эдита, тогда, в Хиросиме, он получил дозу радиации, а потому не мог иметь детей. Он написал много книг о древней японской культуре и ее одиноких трагических героях. Его шедевром стала книга «Благородство поражения». Иван впервые привез своих родителей в Хиросиму в 1955 году. Два года спустя Айра и Эдита построили дом отдыха для жертв бомбардировки Хиросимы ...
Айра умер в 1973 году. Иван — два года спустя, прожив всего 50 лет ... Нет горя большего, чем горе матери, оплакивающей своего ребенка. Она поручила своим друзьям ответственность за премию мира и культуры, учрежденную ею и Айрой. Эдита Моррис умерла 14 марта 1988 года в Париже. Ее тело погребено во Франции. Ее душа живет в Швеции.
Михаил Сульман, исполнительный директор Нобелевского фонда, член попечительского совета Московской школы политических исследований
Премия Фонда Хиросимы сегодня вручается Лене Немировской в знак признания ее первопроходческих заслуг в развитии гражданской культуры, политического диалога и уважения к правам человека в России и республиках бывшего Советского Союза. В 1993 году она создала и поставила на ноги весьма своеобразный институт: Московскую школу политических исследований. Ее цель — способствовать становлению в России открытого общества, основанного на верховенстве права, сильных демократических институтах, уважении к невависимым средствам массовой информации, приверженности рыночной экономике.
Школа достигает поставленных целей, проводя интенсивные серии семинаров на региональном и федеральном уровне, а также в странах ЕС и в США. Участники этих семинаров — политики и гражданские служащие, бизнесмены и журналисты, а также представители неправительственных организаций. Они принадлежат к разным партиям или не принадлежат ни к одной. Есть возрастной лимит — не старше 40 лет. Региональные семинары проходят по всей России: от Зеленогорска (бывшие Териоки) на Карельском перешейке до Барнаула, Красноярска и Иркутска в Сибири. Но самый главный, федеральный, семинар проводится в подмосковном Голицыно.
Формат семинара предполагает, что участники (от 50 до 150 человек) от трех до семи дней включены в программу, начинающуюся в девять утра и продолжающуюся почти до полуночи. Разные уровни семинаров служат средством набора участников для более высоких ступенек. Так, самые активные участники регионального уровня приглашаются на федеральный семинар, а те, кто преуспел в Голицыно, приглашаются на международные семинары в различных западных столицах.
За годы работы Школы ее выпускниками стали более 6000 человек. Школа ведет активную издательскую работу, публикуя исторические, политические и экономические труды фундаментального значения российских и зарубежных авторов, а также издавая журнал, информационный бюллетень и, конечно, веб-сайт.
Разумеется, этот краткий обзор дает лишь внешнее, формальное представление о работе Школы и не может передать ощущение ее уникальности. Чтобы попытаться ощутить реальную жизнь Школы, надо оглянуться на ее истоки: подвижническую работу Лены и ее мужа и «товарища по оружию» по созданию Школы Юрия Сенокосова — философа, чье мировоззрение основано на идеалах Просвещения и сформировано под сильным влиянием грузинского философа Мераба Мамардашвили и чешско-британского социолога Эрнеста Геллнера. Одним из практических следствий этих идей стало осознание важности открытого диалога как метода познания реальности. Сегодня это может показаться банальным, но во времена «реального социализма» брежневской эры было не так. Этот метод разрабатывался в квартире Лены и Юры, ставшей чем-то вроде философского «салона».
Их видение и надежда на будущее получили шанс на воплощение после крушения путча в августе 1991 года. Школа была создана при активной поддержке Катрин Лалюмьер, тогдашнего Генерального секретаря Совета Европы. С тех пор Совет Европы помогает Школе, а особенно помогал тогда, когда его руководителем был Даниэль Таршис.
Метод диалога — сердце семинаров. Эксперты или лекторы обычно выступают по 30 минут, а остальная часть двухчасовой сессии отводится для дискуссии. По вечерам впечатления, идеи и споры дня «перевариваются. В ходе игровых сессий, проводимых Сашей Согомоновым. Здесь логичность различных взглядов проходит проверку диалогом, в котором участники отстаивают различные позиции.
Самым важным достижением Лены и ее друзей можно считать создание особого сообщества, привлекающего выдающихся людей. Участники Школы — это, как правило, активные, умные, стремящиеся узнать больше о своей стране и об окружающем мире. Что касается лекторов (или, как их называют в Школе, экспертов), Лена способна привлечь самых ярких личностей из политической и академической среды из России и с Запада и убедить их потратить время и приехать (иногда очень издалека), чтобы встретиться с этими талантливыми и успешными молодыми людьми.
Список лекторов длинен. Из россиян, занимающих высокие посты, можно назвать помощника президента Сергея Ястржембского, председателя Счетной палаты Сергея Степашина, уполномоченного по правам человека Владимира Лукина, бывшего министра экономики Евгения Ясина, бывшего министра финансов Михаила Задорнова. Из иностранцев можно начать с Генри Киссинджера и Збигнева Бжезинского — с одного края политического спектра — и закончить баронессой Ширли Вильямс и большинством шведских экспертов на другом краю. На семинарах часто выступал комиссар Совета Европы по правам человека Альвар о Хиль-Роблес, и можно надеяться, что его преемник Томас Хаммарбергер продолжит эту традицию.
Возникает вопрос: что заставляет всех этих занятых людей приезжать и тратить время, иногда в не слишком комфортабельных условиях? (Вспоминаю летнюю сессию в Голицыно, когда безжалостное солнце раскаляло температуру в аудитории до условий сауны!) Причин много. Возможность и удовольствие встретиться с особенными молодыми русскими — одна из них. Но решающий фактор — присущая Лене неодолимая сила убеждения в том, что для тебя это важно, важно внести свой вклад в развитие знаний о политической истории, социальной системе и экономическом развитии России и остального мира; что такое знание, возникающее на основе применения метода диалога, важно для будущего России.
Размышляя о заслугах Лены в историческом контексте, нельзя не вспомнить о прогрессивных женщинах из русского высшего общества, основывавших школы во времена реформ 1860-х годов. Но сегодня мне приходит в голову другая аналогия. Я думаю о политике Петра Великого и Екатерины Великой. Лена и ее друзья продолжают дело этих двух монархов в том смысле, что расширяют окно в Европу, которое Петр и Екатерина пытались открыть. Как известно, не все в политике этих правителей удалось. Но Петр пытался улучшить управление Россией, заимствуя административный опыт Швеции (организация коллегий). А Екатерина приглашала Дидро и Вольтера (первый приезжал, второй уклонился). Лена и Школа учатся на историческом опыте, но смотрят в будущее.
От имени старых и новых друзей, особенно членов попечительского совета Школы, присутствующих здесь, я хочу поздравить Лену с престижной и высоко ценимой премией Фонда Хиросимы.
Перевод с английского Юрия Гиренко
Елена Немировская, директор и основатель
Московской школы политических исследований
Дорогие друзья!
Прежде всего хочу поблагодарить руководителей Hiroshima Foundation fог Реасе and Culture и в первую очередь его президента Даниэля Таршиса за ту честь, которую они оказали мне и делу, которому я служу, присудив эту высокую награду.
Я также хочу сказать спасибо всем тем, кто был вовлечен в Московскую школу с момента ее основания: моим друзьям, присутствующим здесь сегодня, и тем, кого нет, моей семье и в особенности Юре Сенокосову за постоянную поддержку и мудрость, которые с первого дня вдохновляли работу Школы.
Без него и всех вас я бы не стояла здесь.
Это необыкновенное событие останавливает меня, чтобы еще раз задуматься над одной удивительной темой.
Когда-то, отвечая на вопрос: «Живем ли мы в просвещенный век?» — Иммануил Кант ответил: «Нет, мы живем в век Просвещения».
Перефразируя эти слова Канта, я бы сказала, что сегодня мы еще не живем в век демократии, а живем в эпоху продолжающейся демократизации, которая сопровождается опасной коммерциализацией всех видов человеческой деятельности, включая культуру, образование, искусство и т.д.
И что самое страшное — мы начинаем жить в эпоху демократизации насилия. Насилие осуществлялось традиционно государством, имевшим эту монополию и, к сожалению, вынужденным легитимизировать его после 11сентября 2001 года, когда насилие стали осуществлять группы экстремистов во всем мире.
Однако, понимая все это, мы все-таки продолжаем отправляться в долгий поход во имя жизни, свободы и благоденствия, во имя Справедливости. Справедливость — это право, основой которого является совесть, и, следовательно, оно не представляет никаких полномочий на принуждение другого. Это право, но не право принуждения.
Справедливость, право и свобода — это законность
Верховенство права — это реальные институты, гарантирующие свободы граждан.
Современную демократическую Россию характеризует состояние освобождения от «смеси чувств гордости и неудачи» и именно это составляет суть мышления российской политической элиты.
Просвещение молодой элиты, которой не безразличны судьбы страны, которая понимает, что высшей общественной ценностью и источником человеческого благосостояния является свобода, только свобода и ничего кроме свободы, — это цель той деятельности, которая сегодня отмечается наградой.
И мне хочется сказать искреннее спасибо основателям Фонда Edita and Ira Morris, которые отдали свои средства для того, чтобы в нашем меняющемся и очень часто недружественном мире продолжало жить стремление к Свободе, Справедливости, к пониманию и признанию другого.
Низкий им поклон за акт мужества и бесконечная благодарность.
