Оглавление:
К читателю
Семинар
Тема номера
-
Метаморфозы российской политии
-
Политическая коммуникация и модели публичной сферы
-
О культуре толерантности в России
Концепция
Дискуссия
-
Борьба с религиозным экстремизмом как шанс возрождения российской демократии
-
Конституционные преобразования в современных демократиях
-
Пресса и демократия
Дух законов
Наш анонс
Свобода и культура
Новые практики и институты
Личный опыт
Идеи и понятия
Горизонты понимания
Nota bene
№ 31 (4) 2004
Бизнес и власть

Три момента, на мой взгляд, определяют, взаимоотношения власти и бизнеса.
Первый — это трансформация собственности. Как она происходит? Путем внеэкономического перераспределения и институциональной коррупции или благодаря созданию гражданского общества, когда политическая власть ограничена правами собственности? Второй момент — государство и бизнес. Какое государство? Ласково грабящее или эффективно взаимодействующее с бизнесом? Можем ли мы говорить о социальной ответственности бизнеса, о частно-государственном партнерстве? И,наконец, третий момент — разграничение управления собственностью и самой собственности как таковой.
Прежде чем перейти к их рассмотрению, зададимся вопросом: что мы реально построили? С формальной точки зрения, у нас есть все признаки рынка. Частная собственность есть? Есть. Конкуренция? Есть. Законодательство, регламентирующее хозяйственную деятельность? Есть. Но если мы спросим себя, чувствуем ли мы, что живем действительно в конкурентной, эффективной рыночной экономике, я думаю, большинство ответит: «нет, не чувствуем». И то же самое относится к признакам демократии, институты которой формально существуют, но, мягко говоря, не работают. Как профессиональный экономист я убежден, что именно экономика во многом определяет происходящее в общественной жизни. А общественная жизнь влияет на развитие экономики.
Напомню в этой связи слова Шекспира из «Макбета» о том, что дурно начатое крепчает злом. Все, что сейчас происходит, во многом, конечно, является последствием решений, принятых в середине девяностых годов. Ведь если бы мы имели в то время действительно контролируемую систему перераспределения собственности, то, например, не было бы залоговых аукционов. Но как развивались события, когда решалась их судьба? Большинство в Думе (включая депутатов, избранных по одномандатным округам, то есть она была по-настоящему представительной) настаивало на принятии законов, регламентирующих приватизацию крупнейших стратегических объектов, на том, чтобы сделки проводились через парламент. Это был первый случай, когда Госдума сразу в трех чтениях проголосовала за то, чтобы приватизация происходила по закону, а не по указам президента (что, кстати, противоречило Конституции). Думу поддержал и Совет Федерации. И, тем не менее, накануне выборов 1995 года власть отдала свои активы практически без конкурса, нарушив тем самым важнейшие положения рыночной экономики. Со 2 ноября по 28 декабря 1995 года прошло пятнадцать аукционов, на которых крупнейшие предприятия были проданы за бесценок. Фундаментальные положения рыночной экономики о равном доступе к продаваемому ресурсу и равных условиях при определении цены оказались проигнорированы.
Каждый собственник прекрасно понимает, что полученная за бесценок собственность, в обход конкурентов, — всегда риск. Что фактически мы и наблюдаем сегодня, когда смена политической власти и изменившиеся правила игры ставят под сомнение такое ее приобретение. В результате из страны вывозятся капиталы, поскольку собственник, естественно, стремится в этой ситуации сохранить свою собственность и не думает о том, например, чтобы обновлять основные фонды.
Я согласен с теми, кто считает, что рынок — это не свободное ценообразование. Рынок — это когда доход идет на увеличение стоимости, на инвестиции, то есть когда происходит прирост стоимости как частных активов, так и национального богатства в целом. А у нас? Народ недоволен олигархами, потому что не может простить им приватизацию и смириться с тем, что в стране за несколько лет появились мультимиллиардеры. Такого в нормальной экономике не бывает. Но народ относится отрицательно и к попыткам силовиков перераспределить собственность. Потому что ни те, ни другие реально не заботятся о росте его благосостояния, о качестве жизни. Мне вспоминается в этой связи замечание лауреата Нобелевской премии Джо Стиглица, бывшего главного экономиста Всемирного банка: в России, по его словам, возникла немыслимая с точки зрения классической теории ситуация, когда уменьшение валового внутреннего продукта привело к увеличению коэффициента Джинни, или, иначе говоря, к увеличению расслоения в обществе. Такую ситуацию ни как нельзя назвать созданием конкурентных рыночных условий.
Возникает вопрос: что можно и нужно предпринять для реальной защиты частной собственности? Мы давно говорим, что пора на каких-то условиях объявить амнистию, подвести черту. Согласиться с тем, что есть, и начать жить по правилам, опираясь на общественное согласие относительно тех прав собственности, которые фактически уже сложились, и, отдавая отчет в том, что именно собственность способна ограничивать политическое давление на общество. При этом идет речь, конечно, не о десятке крупных бизнесменов, а о миллионах мелких и средних производителей.
Не так давно Счетная палата объявила о проведенном анализе итогов приватизации. В Москву приглашали крупнейших экономистов; Джо Стиглиц и другие западные эксперты обсуждали проблему легитимизации собственности. Предлагались достаточно здравые идеи, начиная с разового налога и кончая компенсацией недополученных доходов, причем это должно касаться всего бизнеса. Если общество считает, что нужен, допустим, разовый налог, — необходимо решить, куда пойдут эти деньги. Если в создаваемый фонд, который выпустит облигации и бесплатно распределит их среди населения, то ими можно будет оплачивать образование, здравоохранение и т.д. Но для этого нужно обеспечить прозрачность бизнеса и повышение собираемости налогов, поскольку от них зависят, в первую очередь, реальные доходы государства и гражданина. Тут неприемлемы разовые меры по отношению к отдельным компаниям и к отдельным представителям бизнес-сообщества.
Судя по всему, власть выбрала иной путь, что отнюдь не прибавило доверия к России. Хотя, как это ни парадоксально, инвестиции в страну все-таки идут. Почему и куда? Это еще один ключевой вопрос с точки зрения того, какую экономику мы построили. Инвестиции идут в сырьевую отрасль. Ситуация в Ираке сегодня работает на Россию. Но это ли нам нужно? Как мы расходуем доходы, получаемые от инвестиций, от скачкообразного роста цен на энергоносители? Есть ли у нашего правительства реальная государственная политика? Мы не создали, например как в Норвегии, нефтяной фонд, который, будучи передан под управление национального банка, работает на рынке инвестиций, что создает условия для промышленного роста в стране. Мы не создали схему, подобную той, что существовала на Аляске, когда каждый житель получал ежегодно определенную сумму денег. Мы не создали пока ничего. Практически наши деньги сегодня не работают. У государства нет политики, связанной с перетоком дополнительных доходов. Я уже не говорю об инвестициях в обрабатывающие отрасли, которые создают максимальную добавленную стоимость и максимальный доход для государства, — этим тоже никто не занимается.
Что такое социальная ответственность, социальное партнерство? Отрадно видеть, когда крупные и не очень крупные российские компании помогают развитию регионов, направляя часть своих доходов на решение социальных проблем, на благотворительность. Но ведь это не инвестиции. Это всего лишь разовая помощь. А частно-государственное партнерство? Многие востребованные обществом отрасли явно находятся сегодня на грани вымирания. Потому что ни один государственный чиновник фактически ни за что ни перед кем не отвечает.
Между тем еще со времен Адама Смита задача государства состоит в том, чтобы способствовать общественному благу. Куда должно, исходя из этой задачи, оно, прежде всего, вкладывать свои средства, чтобы в числе прочего поддерживать и эффективный бизнес? В образование, хотя это не дает, разумеется, быстрой отдачи. Однако известно, что социальная эффективность таких вложений, говоря в терминах экономики, выше, чем финансовая отдача, так как тем самым создается основа для развития бизнеса и, соответственно, увеличения его доходности, а значит, и пополнения бюджета. А что происходит у нас? Министр образования заявляет, что нужно готовиться к переходу в основном к платному частному образованию. Но кто обеспечит такое образование? Что это даст с точки зрения, например, повышения квалификации рабочей силы? Учитывая, что образование неадекватно тому спросу, который существует на рынке, не соответствует требованию эффективного развития экономики.
Мне импонирует модель, которая применяется сегодня в Великобритании. Там бюджетные средства могут быть израсходованы через частные структуры для удовлетворения общественных нужд. А мы обсуждаем, больше или меньше нужно налогов, каким должен быть бюджет. Тогда как проблема в том, куда инвестировать уже имеющиеся средства и как обеспечить общественный контроль над инвестициями.
Ответом на эту проблему могла бы стать, в частности, тендерная, конкурсная система распределения заказов. Но еще в середине 90-х годов мы создали экономический источник институциональной коррупции. И пока он существует, я думаю, бессмысленно говорить об эффективности бюджетных расходов. Потому что все знают, как формируются условия тендеров в России, как подаются заявки на участие в них и подводятся итоги при отсутствии публичного контроля.
Теперь что касается разделения функций собственности и управления. Здесь мы тоже встречаемся с целым рядом парадоксов. Наш государственный сектор экономики с точки зрения управления крайне неэффективен. Государство лишь по статусу является собственником, реально оно не владеет своими активами и не получает дохода. Ситуация, которая и является источником коррупции. Не влияет оно и на принятие ключевых решений, в том числе в крупнейших корпорациях со своим участием, и длительное время не получало дохода от своей доли капитала. Так же как не влияет и на инвестиционные программы и не получало доходы от огромного количества (порядка десяти тысяч) государственных унитарных предприятий на федеральном уровне. На региональном уровне их еще больше.
Что делать государству со своими активами? Продолжать их продавать или оставлять себе? Выход в том, чтобы на всех уровнях — федеральном, региональном и муниципальном — вначале прийти к согласию, определить, кто какие функции выполняет. А после этого следует определить объекты, находящиеся в собственности, — с учетом общественных задач, которые на основании закрепленных активов должны выполнять соответствующие уровни власти. Всему остальному надлежит «уйти в рынок». Поскольку государство не способно эффективно управлять, нужно максимально приватизировать то, что не служит выполнению государственных функций.
Можно ли говорить, что существует понимание, как это делать? Этому надо учиться. Необходимо учиться зарабатывать на активах доходы. Если у государства есть потребность в реальном управлении, делать это следует иначе. Можно подумать, например, как эффективно использовать доходы от той же приватизации. Длительное время они шли на текущее потребление («проедались») или на погашение внешней задолженности. В этих случаях деньги не работают, не создают дополнительного дохода, в отличие, скажем, от инвестиций в образование и в инфраструктуру. Вспомним, например, к какому бурному экономическому росту привела в свое время программа строительства дорог в США...
Публичный контроль над использованием активов необходим на всех уровнях. Почему в частных компаниях возможна нормальная организация конкурсов и тендеров? Потому что важнейшим параметром для них является прирост стоимости за счет сокращения издержек в результате внутреннего контроля, без которого не может эффективно работать ни одна компания. Именно благодаря такому контролю выстраивается ее менеджмент, и за него компания отчитывается перед акционерами.
С точки зрения формирования бюджета в государстве и в бизнесе работают одни и те же механизмы. Начало всему — инвестиции, которые должны быть обоснованы: на что их тратить. Речь идет не просто о правомерности расходования бюджетных средств, а об эффективности расходов. Но чтобы понять, эффективны расходы или нет, необходимо определить и общественно согласовать параметры эффективности. Вкладывать можно в образование, строительство дорог, другое производство, необходимое региону. Но обязательно должен быть общественный контроль.
И последнее. К сожалению, то, что мы видим сегодня в политической жизни, не может не настораживать.
Власти хотят законодательно закрепить монополию фактически одной партии, игнорируя печальный опыт прошлого. Несмотря на то, что у «Единой России» нет ни внятной социальной платформы, ни целей, которые объединяли бы людей. Она не является реальным лидером. А когда и в регионах парламентские выборы будут проходить практически по спискам, согласованным сверху, то придется забыть и об эффективном бюджете, и о контроле, а главное — об эффективном расходовании бюджетных средств.
Но чтобы не заканчивать на такой печальной ноте, добавлю, что приватизация 1994 — 1995 годов имела все же и положительные последствия. Российский бизнес, что бы о нем ни говорили, стал ответственнее, начался процесс консолидации активов. Связано это с тем, что когда, например, холдинг выставлялся в то время на продажу, он зачастую оказывался «пустышкой»: В дочерних компаниях его капиталы уже были распределены. И бизнесу приходилось предпринимать различного рода ухищрения, чтобы вернуть их, завладеть совокупными активами. Сегодня этот процесс консолидации активов, переход на единую акцию, формирование юридических лиц, которые аккумулируют активы, продолжается. Их владельцы регистрируются уже не где-нибудь в офшорных зонах, а в российских регионах. Постепенно это позволит сделать более прозрачными ценообразование, взаимоотношения внутри компаний с точки зрения налогообложения, повысит так называемую эффективную ставку налогообложения. Но каким образом государство будет распределять свои доходы, как обеспечит открытый и публичный контроль над ними, остается неясным.
Государство должно принять какие-то решения, прежде всего в области промышленной политики. Мы не можем рассчитывать, что ситуация с высокими ценами на рынке энергоносителей продлится достаточно долго. Все может измениться. Поэтому важно определить, где мы находимся и что следует реально предпринять в части подтверждения прав собственности, чтобы двигаться дальше, в том числе и в сфере формирования гражданского общества. Я уверен, что легитимная частная собственность поставит пределы многому из того, что, к сожалению, делают наши политики сегодня.
