Оглавление:
К читателю
Семинар
Тема номера
-
Метаморфозы российской политии
-
Политическая коммуникация и модели публичной сферы
-
О культуре толерантности в России
Концепция
Дискуссия
-
Борьба с религиозным экстремизмом как шанс возрождения российской демократии
-
Конституционные преобразования в современных демократиях
-
Пресса и демократия
Дух законов
Наш анонс
Свобода и культура
Новые практики и институты
Личный опыт
Идеи и понятия
Горизонты понимания
Nota bene
№ 31 (4) 2004
Борьба с религиозным экстремизмом как шанс возрождения российской демократии

Всеобщая взволнованность стремлением Президента РФ укрепить свои властные полномочия в связи с трагедией в Беслане, к сожалению, уводит внимание общества от сути вопроса, которая заключается в том, что у России пока нет общенациональной стратегии противодействия религиозному экстремизму. Можно по-разному относиться в этой связи, например, к отмене выборов губернаторов, однако не стоит забывать, что основа для этого решения была заложена еще в 1996 году, когда «независимые СМИ» и бизнес-сообщество переизбрали Бориса Ельцина на второй срок, несмотря на его некомпетентность и крайнюю непопулярность. Поэтому сегодня представители бизнеса могут сколько угодно демонстрировать соответствие западным корпоративным стандартам, а СМИ ностальгировать о былой свободе. Во-первых, уже в 1996 году можно было оценить степень интеграции бывших офицеров спецслужб в бизнес-структуры и структуры исполнительной и законодательной власти. Во-вторых, данная тема до 1999 года не являлась предметом широкой дискуссии и мало кого интересовала. И,в-третьих, ни бизнес, ни демократическое крыло исполнительной власти ельцинского периода явно не стремились к созданию влиятельной демократической партии, опирающейся не на интеллектуалов и правозащитников, а пользующейся реальным представительством в Думе и популярностью среди населения.
То есть я хочу тем самым сказать, что если бы бизнес в то время финансировал не только политические проекты ельцинской администрации, а уделял больше внимания организациям гражданского общества и поддерживал их, то Ходорковский не сидел бы в тюрьме, а население не требовало «экспроприации экспроприаторов». Так же как не было бы необходимости и в создании «управляемой демократии». Терроризм по-российски — это кровавые конфликты, уходящие корнями в нашу историю, прежде всего в историю нашей бюрократии, и главная задача сегодня состоит в осознании того, что его угроза действительно затрагивает каждого из нас, включая и бизнесменов, и журналистов, и демократов.
Содержанием антитеррористической кампании на Северном Кавказе, с точки зрения Центра «СК-Стратегия», должны стать в первую очередь решение социально-экономических проблем, программы по трудоустройству молодежи и активизация институтов традиционного ислама. То есть те задачи, которые вписываются в провозглашенный Президентом РФ курс на появление у бизнес-сообщества социальной ответственности. И учитывая, что именно социальный аспект борьбы с терроризмом позволяет ему формировать в этих условиях соответствующий имидж.
Задачей же гражданского общества и его представителей в данном контексте является, на мой взгляд, предложение конкретных антитеррористических программ социального и общественно-политического характера и сотрудничество с теми специалистами по РR-технологиям, которые ломают голову над социально ответственным имиджем своих клиентов. К примеру, продуманная программа помощи в образовании и трудоустройстве молодежи из социально неблагополучных семей Северного Кавказа стопроцентно может помочь предотвращению терактов. Если не забывать о том, что молодежь из социально неблагополучных семей Дагестана или Ингушетии подвергается интенсивной идеологической обработке со стороны экстремистов и значительный процент этих молодых людей пополняет местные джамааты со всеми вытекающими отсюда последствиями. Бизнес же вполне способен, неся незначительные затраты, вырвать молодежь из этой среды, используя в том числе и рекламу в СМИ для презентации или продвижения своих товаров и услуг.
Что касается социально-политических программ, то если программа образования и трудоустройства будет сопровождаться при этом просветительской деятельностью с использованием ресурсов местных муфтиятов по распространению знаний о вреде ваххабизма, то и в этом случае эффект будет очевидным. При должном контроле за осуществлением программ и широком географическом охвате можно и в данном случае добиться реальных успехов в борьбе с терроризмом, по крайней мере, ограничить кадровые ресурсы экстремистов и свести на нет их пропаганду. Приведенные примеры — лишь малая толика из того, что можно было бы сделать.
Теперь что касается ресурсов и способностей самого гражданского общества. Даже при нынешней неразвитости его инфраструктуры и отсутствии стабильных источников финансирования внутри России его роль в активизации борьбы с терроризмом для меня также вполне очевидна. Именно потому, что финансирование и поддержка западных фондов и международных организаций ориентирована сегодня в основном на становление неправительственных организаций, борьба с терроризмом может стать той движущей силой, которая способна мобилизовать наши гражданские инициативы для решения главной проблемы страны. К счастью, в России уже существуют организации, которые вполне могли бы дать толчок этому процессу. Санкт-Петербургский центр «Стратегия», располагающий уникальными методиками и большим опытом в сфере гражданского образования, к примеру, мог бы стать инициатором просветительских программ. Форумом для диалога и координации работы с бизнес-сообществом и региональными элитами вполне могла бы стать Московская школа политических исследований. Этот список можно продолжить.
Таким образом, суть стоящей перед нами проблемы я бы сформулировал так. Поскольку специалисты по управлению имиджем и репутацией российских компаний заинтересованы сегодня в освещении позитивного имиджа своих клиентов и не занимаются разработкой и внедрением названных программ по борьбе с терроризмом, постольку инициатива в этой области должна исходить от демократических лидеров и гражданских организаций. Именно они, опираясь на контакты в деловом сообществе, могут убедить представителей бизнеса в необходимости финансирования данных программ и их полном соответствии идеям социальной ответственности. Исполнителями данных программ должны стать наиболее эффективные организации гражданского общества. Только в результате этого можно возродить демократическое движение как конструктивную силу, располагающую широкой народной поддержкой и занятой решением наиболее острых проблем страны.

