Оглавление:
К читателю
Семинар
Тема номера
-
Метаморфозы российской политии
-
Политическая коммуникация и модели публичной сферы
-
О культуре толерантности в России
Концепция
Дискуссия
-
Борьба с религиозным экстремизмом как шанс возрождения российской демократии
-
Конституционные преобразования в современных демократиях
-
Пресса и демократия
Дух законов
Наш анонс
Свобода и культура
Новые практики и институты
Личный опыт
Идеи и понятия
Горизонты понимания
Nota bene
№ 31 (4) 2004
Конституционные преобразования в современных демократиях

Что такое конституционные реформы и к чему они ведут? Имеют ли современные демократии какие-либо основания для конституционных реформ?
Если мы возьмем традиционные конституции, скажем Соединенных Штатов Америки или Франции, мы увидим, что, несмотря на то что ситуация со времени их принятия изменилась, существенных изменений основные законы не претерпели. Тогда как в Италии, например, конституционная реформа происходила, что было связано с кризисом политической системы, с коррупцией.
Глобализация — важный фактор для конституционных реформ. Испания включилась в европейскую экономику, однако Конституция Испании, принятая в 1978 году, уже тогда предусмотрела возможность передачи части суверенитета в пользу какого-то наднационального института. Мы уже тогда думали о вступлении в Европейский союз, поэтому в конституции заложили возможность передачи части полномочий Брюсселю. Каков должен быть состав шоколада, или какие требования предъявлять к автомобилям — теперь решается на международном уровне. Глобализация требует от стран предусматривать возможность определенных конституционных перемен.
Другой вопрос: новые технологии информационного общества. Требуют ли они перемены конституции? В некоторых странах, например, ставится вопрос: можно ли управлять делами государства через ежедневный референдум, через компьютерную сеть или Интернет, где любой гражданин может высказать свое мнение: хочет ли он платить больше налогов или настаивает на строительстве шоссе? Предполагается, что такого рода дискуссия — это составная часть современной демократии. Однако таким образом можно разрушить, уничтожить политику как таковую. Коллективные рассуждения о потребностях общества начинаются с рассуждения, что лучше, что хуже. Искусство же политики — это искусство выбора того, что лучше. И если люди привыкнут, что политика заключается в том, что каждое утро вас будут спрашивать, чего вы хотите — построить новое шоссе или новый мост, то ответственности власти в обществе не будет. Что важнее — образование, здравоохранение, шоссе или в обратном порядке — приоритеты должны быть определены, но иерархия должна быть четкой. Если такая демократия — через референдум по Интернету — разрушит идею политического компромисса и ответственности власти, то мы не будем знать, с кого спрашивать впоследствии за ту или иную программу, которая построена на основе этих чаяний и пожеланий. Поэтому новые технологии, наверное, обязывают нас к каким-то переменам, но это не может быть моделью или основанием для конституционной реформы.
Есть ли какие-то социальные перемены, которые требуют конституционных реформ? Если говорить не конкретно об Испании или России, а с европейской точки зрения, можно увидеть перемены в связи с так называемым мультикультурализмом. Россия исторически более мультикультурна, чем другие европейские общества, где сегодня остро ставится вопрос иммиграции из африканских, южноамериканских стран, стран Восточной Европы. Многие приезжают в Европу на работу и здесь возникают мультикультурные проблемы. Это уже не столь однородное общество, как раньше. И это может иметь в будущем, с точки зрения конституции, определенные последствия. Таким образом, социальные перемены, конечно, могут предопределять конституционные изменения.
Наши размышления о необходимости конституционных реформ с точки зрения материальной более или менее мною очерчены. Но не менее важны вопросы о сущностном содержании реформ — о способе их проведения в современном обществе. Есть какие-то различия современной конституционной реформы по сравнению с прошлым? Я думаю, что такие различия могут быть. Возможно, мы сейчас больше работаем через консенсус — реформа не навязывается одной частью общества другим. Реформа не может быть подобна однодневному цветку или бабочке век, которых недолго длится. Эффект от конституционных реформ рассчитан на длительную перспективу, поэтому требуют консенсуса общества. Таким образом, конституционные реформы в настоящее время основываются на поиске адекватных решений, обеспечивающих долгосрочный эффект и рассчитанных на поддержку большинства членов общества.
Идея реформы ведет нас к дилемме, которую должен решить каждый из нас: каковы по сути основания или причины для изменения конституции? Ведь реформы могут принести как позитивные результаты, так и неблагоприятные: в обществе могут возникать факторы, которые в краткосрочной перспективе приведут к конфликту в общественном согласии, нарушат консенсус, общественный договор. Ведь мы подвергаем сомнению основной закон жизни государства — конституцию, поэтому издержки здесь могут быть очень серьезные. Но верно и то, что лучше вовремя провести реформу конституции, чем жить с плохой конституцией, — это может стать балластом на долгое время. Дилемма состоит в том, чтобы принять решение о том, что лучше — добиться цели, которая кажется нам правомерной и правильной, или впасть в сомнение в какой-то момент. Консенсус и общественный договор в отношении конституции — это основа доверия в обществе. Поэтому возникают дебаты, дискуссии о том, какие у нас гарантии, действительно ли реформа улучшит политические условия в стране?
Естественно, речь идет не об изменении всей конституции, а о том, чтобы реформировать какие-то ее положения. Скажем, децентрализация территориальной власти, или президентская система, или парламентские выборы, или система контроля за конституционностью законов, но не изменение всей конституции целиком — это намного сложнее. Я не буду затрагивать юридические и правовые вопросы, хотя я и профессор права. Думаю, что нас интересует другое, тем более что есть различия в испанской, европейских и российской правовых системах. Давайте поразмышляем с политической точки зрения. Конституционная реформа имеет материальное измерение — что мы реформируем, как это сделать, как к этому приступить, какие процедуры для изменения конституции применяются в мире? Я не буду углубляться в эти вопросы — просто поразмышляю о разделении конституций на гибкие и жесткие. Гибкие конституции — это те, в которых конституционные реформы достаточно легко осуществимы, скажем итальянская модель: конституцию можно реформировать специальным законом, в конечном итоге, конституция — тоже всего лишь один из законов.
Конституция в Испании средняя между гибкой и жесткой, потому что для каких-то вопросов требуется очень жесткая процедура, скажем роспуск Кортеса (парламента) требует выбора нового состава, избрания комиссии и потом референдума. Это, конечно, усложняет изменение некоторых положений конституции, но есть разделы, где реформа проводится намного проще. В Испании только один раз проводили реформу конституции, и она была связана с Маастрихтским договором. Договор был принят всеми странами Европейского союза (кроме Дании, которая ратифицировала его только со второй попытки) и предоставлял гражданам всех стран-членов ЕC возможность выставлять свои кандидатуры на местных выборах. Они получили право не только избирать, но и быть избранными на пост мэра, членов городского совета, муниципалитета. Это почти во всех странах, включая Испанию, вступало в противоречие с конституцией, где избирательное право признавалось только за испанцами или гражданами конкретной страны. Надо было менять конституцию, и мы сделали это очень быстро — процедура была похожа на принятие нового закона. Это гибкая система, но в других вопросах она намного жестче.
Чего не может быть ни в одной из демократических систем — это вообще реформирования конституции. Запрет конституционной реформы был бы равнозначен признанию того, что суверенный народ отрекся от своего суверенитета, потому что обязуется в будущем не решать вопросы, касающиеся своей судьбы. По сути это напоминало бы то, что средневековые и более современные авторы называли paktum subjeksiones, то есть в какой-то исторический момент народы могли безвозвратно передать королю или царю право править собой. Paktum subjeksiones очень любили приверженцы абсолютизма. Так вот, гибкие и жесткие конституции — это формальный фактор, который показывает, что все страны задумывались о положительных или отрицательных результатах конституционной реформы. Одни делают процедуру изменения конституции более простой, другие ее затрудняют.
Конечно, идеальных конституций не бывает, поэтому может возникнуть необходимость изменения любой конституции. С одной стороны, возникает вопрос: зачем мы вообще стремимся к идеалу, если ничего идеального в мире нет? Зачем идти по пути совершенствования, который все равно нас к идеалу не приведет? Но есть и более оптимистическая точка зрения: надо все-таки реформировать конституцию в тот момент, когда это необходимо, чтобы все-таки стремиться к идеалу. Вопрос в том, каковы издержки, какова цена таких перемен. Это важный вопрос, потому что, повторю, постоянно улучшая конституцию, мы будем нарушать общественный договор, консенсус в обществе. Чего все-таки мы должны ждать от конституции, что мы можем требовать от нее? Конституция должна защищать нас от злоупотреблений властью, гарантировать наши права и свободы. Но помимо этого конституция должна выражать стремления и чаяния народа, отдельных людей. Но кто такие эти люди, какие стремления у народа вообще? Однородны ли эти стремления? Далеко не всегда они однородны, и если мы рассматриваем народ в целом, не можем сказать: чего хочет один, хотят и другие. Поэтому здесь возникает проблема умеренности, и мы должны взвесить, какие реформы нам все-таки нужны. Конечно, у народа могут быть различные, даже противоречивые устремления.
Второй важный вопрос — какие правила игры мы будем менять? Кто-то отдаст приоритет вопросам, касающимся избирательной системы или формы правления — президентской или непрезидентской. Другие поставят сущностные вопросы, скажем, связанные с правами третьего или четвертого поколения, социальными правами, социальным страхованием, здравоохранением — это вопросы более деликатные. До какой степени может продвигаться страна в обеспечении этих прав, зависит от ее экономического состояния. Мы констатируем, что всегда есть преимущества и всегда есть какие-то недостатки или затруднения при изменении конституции. Любая конституционная реформа имеет определенную цену, потому что возникает столкновение интересов. И зачастую эту цену надо платить, потому что преимущества оказываются важнее, чем цена. Издержки всегда есть. Я вам расскажу о конкретном испанском примере. Нашей конституции 25 лет, и это успешная конституция, очень любимая испанским народом. Но сейчас социалистическая партия предлагает конституционное реформирование сената. В нашей конституции сказано, что сенат — это палата территориального представительства, но по сути это вторая верхняя палата, палата второго чтения законов. Это не аристократическая палата, а в какой-то степени повторение первой палаты. Это не бундесрат германский, который имеет территориальное представительство. Правящая партия противится этому изменению в конституции, поскольку цена, по мнению правящей партии, слишком велика. Как выйти из такой ситуации? Я согласен с реформой, но надо посмотреть, какие есть аргументы против, посмотреть историю испанской конституции.
Впервые в своей истории мы добились полного консенсуса всех политических сил, потому что в XIX и XX веках все испанские конституции одна часть народа навязывала другой. Но наша нынешняя конституция — это действительно конституция консенсуса всех частей общества, и, возможно, этот факт как раз и вызывает верность, преданность людей конституции, потому что они даже когда спорят на улице, говорят: «Я тебя отведу в Конституционный суд» или «Конституция тебе этого не позволит». То есть конституция стала своего рода важнейшим фактором повседневной жизни. Простые люди, люди с улицы воспринимают конституцию как важнейший закон, чувствуют, что конституция их защищает. Это, наверное, огромный успех нашего Основного закона. Очень важно, что он принимался при общей договоренности. Вы знаете, что мы тогда выходили из диктатуры. Я был в оппозиции к диктатуре, меня несколько раз арестовывали за это. И те, кто был в оппозиции, как и я, думали, что наш новый режим, новый строй рождается из развалин старого. Но были силы, которые хотели продолжать дело диктатора, и нам надо было как-то войти в демократическое состояние. Были, конечно, очень большие противоречия, но мы добились какого-то взаимного доверия для начала этого процесса и назначения свободных выборов.
В начале работы над конституцией был очень любопытный момент. Те, кто был у власти, правительство, являлись хоть и легитимными, но представителями старой власти — диктатуры. Нам говорили, что правительство разработает проект конституции, который передаст в парламент для утверждения. Но парламент настоял на том, что конституция с самого первого дня должна готовиться с согласия всех политических сил, все должны участвовать в ее разработке. Правительство откликнулось на такое предложение. Оппозиция понимала, что в тот момент у правительства было парламентское большинство и оно могло навязать свои взгляды по многим пунктам, но в обществе была достигнута договоренность. И то, что народ отождествляет себя с конституцией, любит конституцию, это результат того, что каждый уступил в какой-то части своих убеждений, чтобы договориться по главным вопросам, чтобы правила игры и основное содержание конституции принималось всеми. И мы спрашиваем: надо ли такую конституцию трогать, или цена будет слишком велика? Можно ли конституцию менять бесконечно? Когда у кого-то будет большинство на выборах, снова будут менять конституцию? Все это девальвирует конституцию как что-то стабильное, надежное. Это контекст, в котором происходит полемика о реформе сената в Испании. Я поддерживаю реформу сената, но думаю, что если при его реформировании не будет договоренности между оппозиционной партией и региональными партиями, которые в 1978 году договорились по конституции, то, наверное, не стоит ее изменять, потому что с социальной и политической точек зрения здесь не будет консенсуса. Это пример деликатности балансирования между политическими преимуществами и недостатками вторжения в конституцию, или ценой которую надо заплатить. Из моего политического опыта (я был министром территориальной администрации, потом — юстиции, был преподавателем университета и остаюсь университетским профессором, во времена диктатуры я боролся с ней) следует: нельзя вести переговоры, если их цель — навязать свою точку зрения. Нужно выслушать другую сторону, попробовать договориться, достигнуть консенсуса. Конечно, в результате это будет не совсем то, что вы хотите, но если это касается сущностного вопроса (скажем, вы добиваетесь, чтобы какой-то закон был поддержан обществом), вам надо договориться, чтобы окончательное решение удовлетворяло всех или большинство. Раньше я думал, что искусство политика заключается в навязывании своей правоты. Но навязывая свою точку зрения, вы сталкиваетесь с мнением остальных граждан, и политическая цена вашего упорства будет огромна. Между вашей правотой и политическими преимуществами должен быть компромисс, чтобы добиться легитимности и консенсуса.
Что же все-таки важно для конституции, для ее реформирования? Думаю, что в настоящий момент есть важнейший аспект во всех конституциях, если исходить из 14-й статьи Всеобщей декларации прав и свобод человека Французской революции, где говорится, что если в стране нет разделения властей, гарантий прав, у этой страны нет конституции. Но трудность утверждения этих принципов в тот момент состояла в том, что речь шла о власти короля, которому тогда еще голову не отрубили. Аббат Сьейес в трактате о том, что такое государство, разделил его на три сословия: знать, духовенство и народ. Третье сословие, народ, это — все, остальные не значат ничего, поэтому третьему сословию, народу, нужно отдать всю полноту власти.
Первый трактат «В защиту демократии» — о том, что в народе коренится вся власть и в парламенте только народ вырабатывает законы, — Сьейес написал за 10 лет до Бородинской битвы. И он же написал Наполеону конституцию 1808 года, где власть народа была сведена к минимуму и отдавалась консулам и Наполеону. Человек, который требовал власти для народа, для третьего сословия, когда над его шеей завис нож гильотины, начинает думать, как обезопаситься от абсолютизма большинства. И весь XIX век и часть ХХ-го как раз посвящается тому, как ограничить власть не короля, а просто большинства. Конечно, ограничения — это права и свободы, и Конституционный суд также предполагает такие ограничения. Об этом думает и современная демократия, это связано с ценностями, с основными правами, с гарантиями социального благосостояния, социального страхования, социальных услуг и гарантий с точки зрения законодательных процедур. Демократия, которая была мажоритарной, скажем, во времена Сьейеса, потом становится контрмажоритарной — она не доверяет большинству. Об этом — книга американского ученого Элли «Демократия и недоверие»: большинства уже начинают бояться, и мы ограничиваем его власть. Мы говорим: на рассвете никому нельзя отрубать голову. И в другое время тоже. Должны быть суды, должны быть гарантии основных прав, записанных в конституции. Стоит ли менять основные права, или они уже достаточно признаны? Есть какие-то сущностные права, скажем, децентрализация власти, децентрализация территориальная. Стоит об этом поразмышлять также, видимо, с точки зрения конституции. Я говорю сейчас о России, например. Во Франции тоже пытаются сейчас затеять кое-какие реформы в связи с регионализмом. Есть процедурные, формальные вопросы, которые связаны с политической системой. Мы говорим о президентской республике или о парламентской республике? Что лучше, что важнее — одна форма или другая? Каковы их преимущества и недостатки? Если у нас президентская республика, может быть, нам надо ввести какие-то элементы, которые ограничили бы власть президента, приблизили нас к парламентской республике, к демократии. Или, наоборот, если у нас парламентская республика, внести какие-то «президентские» элементы? Или, скажем, избирательная система — надо ее менять, нужно ли это? Какие преимущества это даст? Или, может быть, нанесет вред?
Во всех этих реформах, возможно, есть определенный критерий или принцип. Как разрешить противоречие между эффективностью и гарантией прав? За что мы вообще? За эффективность? Скажем, чем больше власти у президента, тем эффективнее он будет ее применять? Но при этом могут нарушиться чьи-то права, могут быть злоупотребления властью.
Если мы даем абсолютную гарантию прав, есть риск, что это будет очень дискуссионная демократия, неэффективная и неоперативная. Надо балансировать между этими двумя переходами. Мы, конечно, не должны впадать в уныние и говорить: ничего не получается. Всегда есть «за» и «против». Вспомните либерального мыслителя Исайю Берлина, который в одном из своих произведений «Искривленность», или «Искривленные пути человечества», или «Искривленные пути мышления человечества» пишет по поводу рецептов Макиавелли, которые тот предлагает государям (им все время советовали быть благочестивыми и справедливыми). И вдруг Макиавелли говорит, что доброта и справедливость не всегда совместимы друг с другом. Допустим, государь благочестив, но он должен быть и жестким, он должен быть справедлив. Макиавелли показывает, что не все совместимо, не все можно примирить. И наш человеческий опыт это показывает. У нас есть хорошие друзья и они, скажем, враги наших других хороших друзей. Это нам не нравится, но такова ситуация, и мы должны с этим считаться. И это та самая искривленность человечества, о которой говорит Берлин. И мы сейчас в такой же ситуации находимся. Скажем, эффективность власти — это хорошо, но это иногда противопоказано, потому что ведет к риску злоупотребления властью, поэтому нам надо всегда искать баланс, золотую середину. И необходимость поиска этой золотой середины нужно осознавать.
Конституционные реформы в передовых странах стремятся не только к каким-то новым открытиям или изменениям, но и к углублению качества демократии, к тому, чтобы стимулировать активность общества, в котором иногда возникает некоторая апатия. Скажем, люди говорят: сейчас не время великих французских революций. Мы просто боремся за то, чтобы система хорошо работала, чтобы функционировали общественные службы, чтобы здравоохранение и образование были доступны, чтобы были хорошие дороги. Возможно, это не великие революционные события, которые поднимают весь народ на баррикады, — мы уже не боремся за это. Мы боремся за углубление качества демократии. Боюсь, я не дал никакого ответа на те проблемы, которые волнуют людей в России. И я даже не осмелился бы это делать. Каждый народ, каждая страна должны получить свой собственный ответ. Я просто попытался изложить модель этих проблем и постарался, чтобы мы осознали обстоятельства, связанные с конституционной реформой, обсудили эту тему. И я надеюсь, что Россия и россияне обязательно найдут верный путь для светлого будущего.
