Оглавление:
К читателю
Семинар
Тема номера
XXI век: вызовы и угрозы
-
СНГ"2: Непризнанные государства на постсоветском пространстве
-
Национальные меньшинства, рынок и демократия*
-
Государство и частные интересы в глобальном мире
Концепция
Дискуссия
-
Почему президент делает это...
-
Свобода слова и корпоративная этика
-
Взаимодействие СМИ и правительства в Великобритании
Наш анонс
-
Уильям М. Джонстон. Австрийский Ренессанс. Интеллектуальная и социальная история Австро-Венгрии 1848 — 1938 гг. Перевод с английского.
-
Юрий Гиренко. Новая русская революция. Опыты политического осмысления.
Новые практики и институты
Личный опыт
Идеи и понятия
Горизонты понимания
Nota bene
№ 32 (1) 2005
О человеческом капитале
Тема «человеческого капитала» в настоящее время чрезвычайно популярна в России. К ней обращаются, когда говорят о ресурсах экономического роста и удвоении ВВП, вспоминая об «огромном человеческом капитале» и предлагая в этой связи различные программы его более эффективного использования для повышения конкурентоспособности страны. Но создается ощущение, что эта технократическая риторика идет откуда-то из прошлого и имеет мало отношения к тому, как все устроено в реальности.
Так что же такое «человеческий капитал»?
Даже небольшой экскурс в этимологию этих слов дает интересные результаты. Слово «капитал» происходит от латинского слова «caput» — голова. Русское слово «человек» означает примерно то же самое. «Чело» — то есть глава, голова чего-либо. Таким образом, сочетание слов не дает нового смысла, а лишь усиливает уже имеющийся. Поэтому стоит в этом смысле разобраться.
Остановлюсь вначале на распространенных определениях капитала. Капитал — это ценность всякого промыслового и другого заведения, включая всю сумму материальных благ, денежных средств, использующихся в производстве, а так же знания и способность создавать что-то новое. И еще: все богатство общества, созданное в результате человеческой деятельности (то есть всё, кроме природы, существующей независимо от деятельности людей).
Хорошо известно, что скорость, с которой создаются новые блага, ограничена запасом накопленного капитала. Расплывчатые бытовые и газетные выражения типа «развитые» или «цивилизованные страны» означают не что иное, как «страны c большим запасом капитала и высокой производительностью труда». Однако запас капитала сам по себе еще не гарантирует роста богатства, потому что его можно банально «проесть» или растратить. Следователь но, все зависит от людей, которые так или иначе уже оказываются включенными в мир капитала, — во-первых, через результаты своей деятельности (в прошлом) и, во-вторых, через имеющиеся способности к творчеству и творческим действиям (в настоящем и будущем).
Различие состоит в следующем. Труд сам по себе (неважно, сколько на это потрачено усилий и времени) не создает ценности (ценностью обладает созданный продукт). А это значит, что он не противостоит капиталу, как считали классики марксизма, он следует за ним, работает с ним в паре и тогда становится созидательным, начинает создавать ценность.
Капитал не может не создавать ценность, иначе он перестает быть капиталом, омертвляется, становится просто «кубышкой» с деньгами, грудой станков и т. п. Способность создавать ценности и блага — неотъемлемое свойство именно человеческого капитала. И в первую очередь того относительно небольшого круга людей, которые своими изобретениями и открытиями обеспечивают существование миллионов, их занятость.
Способность к творчеству и воплощению идей в реальность и есть их главное отличие и от собственников, и от людей массового труда. У них различен уровень творческих способностей, но их можно узнать по независимости, эффективности, отваге и верности делу. Эти движимые призванием люди и ведут за собой человечество. Это тот рычаг, с помощью которого европейская цивилизация за последние триста лет как раз и перевернула окружающий нас мир. До этого те, кто имел богатство, стремились прежде всего сохранить его, капитал же и труд впервые позволили обществу увеличивать богатство.
При этом их точкой опоры были промышленные и социальные революции, географические открытия, колониальные и мировые войны. В результате именно капитал сформировал современный мир, в котором происходит невиданный ранее рост общих человеческих усилий по внедрению научных и иных достижений в производство, благодаря чему меняется сам образ нашей жизни. И сегодня труд талантливых людей снова нацелен на прорыв в другое качество. В пространство, которого не видно из сегодняшнего дня. Но кто-то его увидит и совершит очередное открытие. Хотя одновременно капитал использует труд там, где он дешевле или качественнее, и главная его забота — люди капитала. Тогда как человеческий капитал по определению продукт воспитания и образования.
Талантливых людей первопроходцев всегда было немного. Это были путешественники и купцы, инженеры и банкиры, реформаторы и общественные деятели — все, кто, используя ресурсы, создавал свое дело и сдвигал пространство истории. Таких людей невозможно заменить, не погубив Дела. Это — первооткрыватели и зачинатели всех достижений человечества, они первыми отправляются в неизведанное. За что враги капитала всегда платили им ненавистью. Первый мотор, паровая машина, аэроплан — все это представлялось когда-то глупостью или злом.
Но это не останавливало первопроходцев. Потому что признание окружающих никогда не было их целью. Их цель — открытие, создание, приумножение. Они индивидуумы, а не какая-то коллективная субстанция. В этом смысле никакого объединенного «человеческого капитала» нет, как нет и «коллективной мысли», а есть лишь личности, устремленные в будущее, живущие своим умом.
Сегодня по планете уже не бродит призрак коммунизма, сегодня по ней свободно гуляет капитал, мало обращая внимание на власть имущих. Финансовый капитал в наши дни не знает границ, он перемещает за собой материальные ресурсы, людей капитала, рабочую силу и сам устремляется за ними. Перемещение людей пока еще ограничено социальными, религиозными, политическими и иными барьерами.
Задача, которая стоит сегодня перед капиталом, — найти новую точку опоры. Технологический задел “большой войны” съеден. Футурологические эквилибристы размышляют о виртуальных успехах цивилизации. Еще 200 лет назад человек мог в течение своей жизни прочитать все написанные к тому времени книги, но не мог стать за время своей жизни самым богатым человеком планеты. Ныне все переменилось Книг слишком много. Богатые появляются как грибы после дождя. Бюрократия в качестве точки опоры уже не годится.
Инвестиции — самая удобная форма существования капитала для чиновной формы управления. Ее главные действующие лица — чиновник, менеджер и эксперт — заботятся об успешных инвестициях и снижении рисков. Их предназначение — сохранять и охранять, они не способны к инновационным достижениям. Это растянутая во времени гибель европейской цивилизации, ее тупик. Капитал же с невиданной ранее энергией ищет новые пути. Он аккумулирует рассеянное знание, выстраивая для себя новую точку опоры. Знаний отдельных первопроходцев становится мало для нового глобального прорыва, и капитал начинает создавать команды.
Члены команды — это не прежняя рабочая сила. Единственная форма сотрудничества, которую они признают, это свобода в своем деле. Это островки иного, возможно сетевого мира. Но в любом случае — отличного от старого мира мышления, хотя эти люди еще не осознают своего предназначения. Они формируют новую форму жизни капитала, но и этого может оказаться мало для прорыва. В этом смысле обычный путь — от рабочей силы через команду к «человеческому капиталу» — едва ли перспективен. Речь идет уже о больших группах людей, рассеянных по всему миру. Они думают по-другому и в состоянии вести диалог со своими единодумцами, невзирая на социальные и политические барьеры, у них есть точки соприкосновения между собой, выработаны коды общения.
Вспоминается образ мыслящего океана из «Соляриса». Капиталу необходим «мыслящий океан». Но сегодня это еще даже не лужицы. Это лишь облака, которые должны пролиться дождем и напоить новые всходы. И тогда, возможно, человечество, наконец осуществит «капитализацию себя» и станет «человеческим капиталом», своеобразным мыслящим океаном. Но почему-то думается, что и тогда, как и ныне, Человек останется один на один со своей судьбой первопроходца и с этим божественным предназначением.