Оглавление:
Событие
-
Поздравление Президента Российской Федерации В.В. Путина
-
Речь посла Великобритании Родерика Лайна по случаю присвоения г-же Елене Немировской почетного звания офицера Ордена Британской империи 31 октября 2003 г.
Семинар
Тема номера
-
Политик и журналист: точки взаимодействия
-
Информационный Интернет в современной России
-
Российское телевидение: взгляд изнутри
ХХI век: вызовы и угрозы
Концепция
Дискуссия
Наш анонс
-
Клас Эклунд. Наша экономика. Перевод со шведского: Алексей Волков.
-
Ханна Арендт. Люди в темные времена. Перевод с английского и немецкого: Г. Дашевский, Б. Дубин.
-
Габриэль Элорриага Фернандес.Эссе о призвании политика. Перевод с испанского: Александр Казачков.
Свобода и культура
Новые практики и институты
Личный опыт
Идеи и понятия
Из зарубежных изданий
Наш архив
Nota bene
№ 27 (4) 2003
Габриэль Элорриага Фернандес.Эссе о призвании политика. Перевод с испанского: Александр Казачков.
Габриэль Элорриага Фернандес — в настоящее время член Сената Испании, председатель сенатской Комиссии по международным делам. Работал в различных органах государственной администрации. Автор книг: «Сильная демократия», «Информация и политика» «Борьба за автономию регионов». В издаваемой книге рассматриваются проблемы, которые стоят сегодня и перед российской политической элитой и только нарождающимся гражданским обществом: в чем состоит истинное призвание политика? Какова роль традиции в формировании политического климата в стране? Как сохранить соотношение между демократическими свободами и порядком? Какова роль силовых структур в политической жизни. Какие опасности несет для общества попытка подмены политика? Несмотря на то, что книга была написана в другое время и в другой стране, мысли автора поразительно актуальны для российского читателя.
ПОЛИТИКА КАК МИССИЯ И КАК АВАНТЮРА
Существует два подхода к политической реальности: либо полностью отдаться своему призванию, либо полагаться на случайное решение встающих проблем эпизодическими средствами. Оба они присущи любому виду человеческой деятельности. Как верно и то, что характер прилагаемых усилий зависит при этом от выбранного подхода. Плоды, пожинаемые в делах, глубоко прочувствованных благодаря призванию, никогда не бывают похожи на результаты, достигаемые по воле непредвиденных обстоятельств. Плоды истинного призвания — наивысшие из доступных человеку. Это аксиома. Широко признанная для оценки научных, художественных или технических достижений, она теряет, однако, свою убедительность, когда идет речь об одной из самых важных для общества функций: об интегрирующей функции политика. Считается, будто любой призыв к коллективным делам — трансперсонализация политической задачи — не более чем заранее заготовленный экспромт, то есть нечто случайное или временное. Что свидетельствует о явно индифферентном отношении к человеческой личности и социальной пассивности.
Обычно человек, посвящающий себя решению социальной задачи, воспринимает ее исходя из опыта частной сферы деятельности. И это естественно, поскольку любая публичная задача предполагает некую степень отбора. Поэтому рассчитывать на то, что, решая ее, человек уже обладает всеми необходимыми способностями, по меньшей мере, наивно. Несомненно другое: именно процесс реализации социального призвания на основе индивидуальной деятельности и представляет собой этот отбор.
Следовательно, речь в данном случае идет не о двойном призвании — призвании к частному делу и расположенности к публичному. А о торжестве социального призвания как такового. Пробудившееся в человеке социальное призвание в какой-то момент может захватить его целиком. В этом смысле, даже если пребывание на ответственном публичном посту ограничено во времени, удачно использованное, оно становится временем исполнения миссии и проявлением характера. Внутренняя же убежденность в том, что политическая задача случайность, заведомо ведет к ее искажению.
Публичная жизнь, если она рассматривается не как ключевая для самой личности, а как результат лишь внешних обстоятельств — неважно каких, — неизбежно превращается в публичную забаву. А забава, в лучшем случае, когда есть понимание серьезности игры, превращается в приключение, либо — оказывается авантюрой. При этом приключение тоже может привести к открытию в человеке его скрытого призвания или к удаче, озаренной доброй звездой. Но судьба коллективов, отдающих на откуп авантюре ключи от своего будущего, опасна!
Вместо забавы, способной ввергнуть нас в авантюру, я предпочитаю ответственную глубину подлинного призвания, способного придать публичным задачам возвышенность миссии.
Политика — трудная и прекрасная миссия — воплощается в действиях команд, направляющих и представляющих сообщество. Миссия — вот слово, делающее естественными героизм, самопожертвование, самоотдачу. Именно для осуществления своей миссии человек совершенствуется, шлифует свои лучшие качества, лучшие грани своего духа и характера, неповторимость своей личности. И тогда исчезает дилемма между «я» и обстоятельствами, между эгоизмом и общим интересом. Только изменение личности благодаря призванию приводит к отождествлению конкретного значения славных слов «торжество», «самоотдача», «прогресс» с коллективным смыслом. Интерес общества — это глубочайший интерес самой личности. Плоды миссии — это и есть тот результат, когда все эгоистические и честолюбивые инстинкты человеческой природы освящаются, очищаются и возвышаются в служении тому, что становится хлебом для всех, справедливостью для всех, надеждой для всех. И воздаяние за это в том, что ты, обладая чем-то от всех, всем себя отдаешь.