Общая тетрадь

вестник школы гражданского просвещения

 
 

Оглавление:

Событие

Семинар

Тема номера

ХХI век: вызовы и угрозы

Концепция

Дискуссия

Наш анонс

Свобода и культура

Новые практики и институты

Личный опыт

Идеи и понятия

Из зарубежных изданий

Наш архив

Nota bene

№ 27 (4) 2003

Институт развития прессы

Ольга Карабанова, исполнительный директор Института развития прессы

Без сильных, свободных, экономически неза­висимых средств массовой информации невозможно представить современное демо­кратическое общество.

Однако в России, превратившись в мощ­ный политический инструмент, средства массовой информации лишь отчасти стали фактором со­здания гражданского общества.

За полтора десятка лет процесса демократических реформ в нашей стране значительная часть газет так и не добилась экономической самостоятельности — главного показателя реальной независимости издания.

Непонимание целей и задач прессы как одной из отраслей экономики, слабое понимание рыночной природы газетного дела, отсутствие навыков менеджмента приводят се­годня масс-медиа к тому, что редакции вынуждены прибегать к нерыночным способам борьбы за свое выживание и развитие. В результате общественно-политические и дело­вые издания обслуживают интересы не читателей, а «заказ­чиков» информации (власти, партийных, коммерческих групп). При этом исследователи журналистики констатиру­ют возросшее в последнее время недоверие к прессе со сто­роны читателей. Это во многом связано с проходящими в режиме «non-stop» выборов регионального и федерально­го уровней, во время которых СМИ зачастую выполняют функции рупора тех или иных политических групп, тем са­мым, нарушая право граждан России на получение достоверной информации.

Опыт изучения правовых и хозяйственных проблем СМИ показывает, что правовая неграмотность общества, отсутствие четкого понимания необходимости соблюдения правовых норм влекут за собой не только сложности в постро­ении гражданского общества, но и становятся причиной трудно разрешимых ситуаций в деятельности самих СМИ и как творческого коллектива, и как хозяйствующего субъек­та. Правовая некомпетентность руководителей многих ре­дакций печатных СМИ приводит к отсутствию или невер­ному оформлению учредительных документов, заключе­нию недействительных договоров, возникновению судеб­ных споров и проблем с органами власти, которых можно было бы избежать.

И общество, и власть, по-прежнему, испытывают сильное недоверие к частному медиа-сектору, сомневаясь в гражданской позиции негосударственных СМИ. Однако не вполне доверяют граждане и государственным СМИ, полагая, что прямое управление со стороны испол­нительной власти превращает их в органы, обслуживающие интересы чинов­ников, а не их — читателей.

Такой круг проблем актуален для региональных СМИ самых разных уровней, хотя и различен по степени важности. При этом роль региональных средств массовой информации как каналов информационных и рекламных коммуникаций неуклонно возрастает, рекламный рынок России восстановился до до­кризисного уровня и продолжает активно расти, все более заметны интегра­ционные процессы каналов как на национальном, так и на региональном уров­не, резко возрастают требования к качеству и реальной эффективности ис­пользования коммуникационных ресурсов медиа.

На этом фоне все более очевидными выглядят проблемы: отсутствия про­зрачности на рынке СМИ и рекламы, отсутствие признанных стандартов классификации и измерения медиа-рынков, неудовлетворительная органи­зация хозяйственной деятельности самих медиа, высокая текучесть квали­фицированных специалистов во всех сферах деятельности СМИ и, прежде всего, менеджмента высшего и среднего звена. В последнее время эти про­блемы уже достигли критической стадии, причем их нерешенность сказыва­ется на развитии не только самих СМИ, но становится одним из главных факторов, противоречащих объективному процессу построения граждан­ского общества.

Именно поэтому в России уже десяток лет существуют организации, призван­ные оказывать содействие российской прессе в решении сложных экономиче­ских и творческих задач. Одной из таких организаций является и Институт развития прессы (ИРП). Это независимая некоммерческая организация, спо­собствующая росту профессиональных возможностей, издательских стандар­тов и жизнеспособности российской печатной прессы.

- Институт был учрежден в октябре 2000 года на базе существовавшего до это­го Национального института прессы (1996 — 2000) и Российско-американско­го информационного пресс-центра (1993 — 1996).

Своей миссией Институт считает:

- повышение роли СМИ в гражданском обществе и их экономической самостоятельности;

- консолидацию профессионального сообщества и развитие духа свободного предпринимательства;

- обучение высоким профессиональным стандартам во всех областях, от менеджмента до журналистики, от маркетинга до этики, от рекламы до распространения;

- информирование издателей региональных газет о современных методах менеджмента и содействие обмену информацией между ними;

- помощь издателям региональных газет в увеличении доходов и уменьшении себестоимости издания.

Заявленная миссия Института реализуется через следующие стратегические направления в деятельности:

- обучение и консультации по вопросам менеджмента, рекламы, дизайна, пси­хологии управления и права;

- обеспечение информационной поддержки региональных СМИ путем эле­ктронной рассылки информации по спискам, оповещения через Web-сайт о мероприятиях и событиях в отрасли, поддержание электронной доски объявлений в Интернете, организации консультирования в режиме on line и т.д.;

- регулярное обновление информационно-поисковой базы данных регио­нальных СМИ;

- создание системы обмена опытом между представителями региональной прессы в регионах и с зарубежными коллегами; консолидация профессио­нального сообщества СМИ.

Различные мероприятия, в ходе осуществления которых ИРП реализует свои уставные цели и стратегические направления деятельности объединены в три основные программы:

- профессиональный тренинг и консультации;

- правовое содействие независимости прессы;

- информационная поддержка.

Все эти мероприятия по своей тематической направленности распадаются на четыре основные группы:

- менеджмент, маркетинг, распространение и дизайн СМИ;

- правовые аспекты деятельности печатных СМИ;

- повышение профессионального мастерства журналистов (от журналистско­го расследования до экономической журналистики);

- овладение новыми технологиями подготовки и выпуска периодических из­даний (поисковыми системами, особенностями создания онлайновых вер­сий и пр.)

Обучающие и консалтинговые программы Института носят практический, прикладной характер. Семинары содержат элементы тренинга, профессио­нальных игр; в рамках всех мероприятий значительное место отводится раз­бору и анализу материалов прессы.

Институт ведет издательскую работу. Большим интересом у СМИ пользуются сборники: «Договоры в деятельности Средств массовой информации» и «Ре­дакционный менеджмент».

Многие свои программы Институт развития прессы реализует в сотрудниче­стве более чем с двумястами партнерами, среди которых: Фонд защиты глас­ности, Интерньюс, Комиссия по свободе доступа к информации, Институт проблем информационного права, Институт коммуникативистики, Центриз­бирком и избирательные комиссии краев и областей РФ, пресс-службы адми­нистраций Федеральных округов, субъектов РФ, центры общественных свя­зей Генпрокуратуры, ФСБ, МВД в Москве и регионах, профессиональные и творческие союзы и объединения журналистов.

ИРП имеет большой опыт реализации различных проектов в области масс-ме­диа с западными партнерами. В течение последних двух лет на различные программы для региональных СМИ были получены средства от: Агентства США по международному развитию (USAlD), Всемирного банка, Института «Открытое Общество» (Фонд Сороса), Фонда «Евразия», Швейцарского по­сольства, Представительства Европейской Комиссии, а также целевые сред­ства от частных западных компаний на осуществление региональных про­грамм.

За все годы своего существования Институт провел большую работу в области повышения квалификации и консультирования работников СМИ и стал в от­расли безусловным лидером, образовательные услуги которого высоко оцени­ваются региональными изданиями.

В течение последних 2-х лет сотрудники ИРП самостоятельно и вместе с приглашен­ными специалистами провели порядка 380 обучающих мероприятий, на которых прошли обучение более 7.500 журналистов и редакторов региональных СМИ. Оказано более 900 профессиональных и правовых консультаций.

По результатам независимого исследования "Образованная пресса», которое было про­ведено Институтом «Открытое Общество» в конце 2002 года, у Института разви­тия прессы был зафиксирован самый высокий рейтинг среди всех общественных орга­низаций, осуществляющих образовательные программы для печатных СМИ.

Сохраняя уже наработанный опыт и прошедшие проверку временем виды и формы работ, Институт в настоящий момент завершает разработку долго­срочных программ и проектов, которые будут содействовать реформирова­нию медиа-отрасли.

В частности, в середине декабря по поручению Министерства РФ по делам пе­чати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации наш Институт провел Конференцию региональных журналистов, ко­торая завершила год празд­нования 300-летия россий­ской журналистики.

На Конференции рассмат­ривались перспективы раз­вития прессы как бизнеса, проблемы действующего нормативно-правового по­ля и новые законопроекты, сопровождающие отраслевые реформы, экономичес­кие и внерыночные факто­ры, обусловливающие нынешнее состояние российской периодической печа­ти и её будущее, вопросы финансового менеджмента и инвестиций, эффек­тивной инфраструктуры, нормы и механизмы саморегулирования индустрии периодических печатных средств массовой информации.

В настоящее время Институт также занят разработкой региональных проек­тов перехода региональных СМИ от дотационной модели к бизнес-модели ре­дакции. Проведенные исследования менеджмента региональных СМИ подтверждают недостаточную способность региональной прессы выжить на сво­бодном рынке. Это обусловлено проблемами в сложившемся корпоративном управлении, недостаточной квалификации персонала, стратегическими установками на спонсора или госбюджет, а не на клиента.

Вместе с тем, региональное информационное поле является крайне ответст­венной зоной, во многом определяющей привлекательность региона для биз­неса, расклада политических сил, а также влияет на стабильность в регионе.

Именно поэтому целями таких проектов являются:

- Развитие медиа-бизнеса в регионе как объекта малого предприниматель­ства

- Информационная прозрачность региона как необходимый компонент инвестиционной привлекательности региона

- Существенное повышение качества работы региональных СМИ

- Постепенное сокращение финансирования региональных СМИ из бюджетов разного уровня.

Научить региональные СМИ зарабатывать деньги для своего развития — зна­чит, в частности, освободить госбюджет от части финансовой ноши, повы­сить профессиональный уровень городской и районной прессы, сокращая при этом прямые дотации, выделяемые ей.

Мы верим в успех всех наших новых программ и желаем всем удач в 2004 году.

Эдвард Кинхольц. Новая готика. 1976