Оглавление:
К читателю
Семинар
Тема номера
-
Россия между Европой и Америкой
-
Только "Клуб трех" может сделать Европу единой*
-
Россия: новые парадигмы безопасности
ХХI век: вызовы и угрозы
Концепция
Дискуссия
Свобода и культура
Новые практики и институты
Личный опыт
Идеи и понятия
Из зарубежных изданий
Из зарубежных изданий
Наш архив
Nota bene
№ 26 (3) 2003
Демократический аудит
Казалось бы, всем известно, что такое аудит — точная наука, которая имеет дело с конкретными цифрами, подсчетом финансов, расходов, выяснением того, что и как растрачено. Нам знаком аудит и несколько иного рода, при котором проверяется эффективность работы предприятий, организаций, министерств. Такой аудит — уже не вполне точная наука, поскольку он неизбежно связан с политическими процессами общественного развития. Демократический же аудит — сравнительно новое понятие; его предмет полностью находится в сфере гуманитарного знания. Я бы определил его как стремление понять, каким образом действует демократия и насколько успешна демократическая практика.
Есть три вида демократического аудита. Первый из них наиболее связан с тем направлением в политологии, которое занимается оценкой демократии. В ряде стран политологи пытаются провести общую оценку того, каким образом действует вся демократическая система. Подобной проверке подвергались четыре страны: Великобритания, Австралия, Канада и моя родная Швеция. Во всех четырех случаях формировалась группа политологов, которые пробовали создать систему оценки качества их собственных демократий. Для этого они вводили определенные критерии, такие, например, как уважение к правам человека, степень реагирования на нужды населения, существование оппозиции, свобода слова и так далее. Таким образом, рисовалась идеальная картина демократии, которая затем сопоставлялась с реальностью. Безусловно, всегда наблюдалось некоторое различие между тем, что постулируется в теории, и тем, что существует на практике. В странах, которые я перечислил, полученные данные послужили отправной точкой для дискуссии о том, что их демократия недостаточно эффективна, а общество может столкнуться с определенными проблемами и даже с кризисами. Таким образом, целью подобного демократического аудита было привлечение внимания к конкретным вопросам практики демократии в этих странах.
Второй вид аудита предполагает проведение рейтинга различных сторон демократических систем разных стран в соответствии с определенными критериями. Подобной процедурой занимается целый ряд организаций. В частности, организация «World Audit» составила рейтинг 149 стран, используя такие критерии, как политические права, гражданские свободы, свобода печати, коррупция. (Кстати, я просматривал в этих документах статистические данные, касающиеся России. Не могу сказать, что ей есть чем похвастаться. Общий рейтинг России — 101 из 149. Впрочем, у некоторых стран ситуация еще хуже. Рейтинг Узбекистана, например, 129. В Швеции, правда, немного лучше.) Многочисленные проекты, в основе которых лежат сопоставительные исследования, осуществляет организация под названием «International IDEA — Institute for Democracy and Electoral Assistance». Выясняя, например, степень вовлеченности граждан в общественную жизнь, степень участия женщин в демократических процедурах, другие показатели качества демократии, эксперты этой организации пытаются определить, каким образом можно оказать отдельной стране помощь в каком-то конкретном направлении. Ежегодно проводят исследования и эксперты Программы развития ООН — «Pro-UN». Они определяют общий индекс развития нации, включающий не только степень развития демократии, но и жизненный уровень, уровень обеспечения безопасности, прав граждан и так далее. Назову также организацию, которая появилась на международной арене недавно, — «Transparency International». Она занимается борьбой с коррупцией и ее идея основана на убеждении, что все должно быть прозрачно. Транспарентность, прозрачность является, с точки зрения ее сотрудников, лучшим средством борьбы с коррупцией. Они также определяют ежегодный индекс уровня коррупции в той или иной стране. Честно говоря, не знаю, как можно измерить коррупцию, ведь статистика вряд ли обладает данными о том, сколько взяток было получено в таком-то году. Думаю, что эти исследования основаны в значительной степени на субъективных методах. Конечно, можно найти некие показатели путем проведения интервью, сопоставительного анализа, анализа общественной дискуссии, и таким образом более или менее определить степень коррумпированности общества. Следует упомянуть и еще об одной организации — это Межпарламентский союз (Inter-Parliamentary Union). Сопоставляя ситуации в парламентах стран-участниц, она помогает им повысить эффективность демократических процедур.
Перейду теперь к третьему виду демократического аудита, который знаком мне в наибольшей степени. Речь идет о наблюдении за должным выполнением обязательств, которое Совет Европы осуществляет в отношении своих стран-участниц. Этот контроль приобрел особую актуальность после того, как в 1990-е годы большинство стран Центральной и Восточной Европы стали полноправными членами Совета Европы. Сама подготовка к вступлению подразумевала определенную адаптацию соответствующих стран. Они должны были выполнить ряд условий, свидетельствующих о готовности принять общеевропейскую систему ценностей. В каждом конкретном случае обсуждался весь круг вопросов, касающихся демократических структур, законодательных и исполнительных органов, судебных систем, состояния прав человека в этих странах. Безусловно, от них требовалось соблюдение обязательств, которые определялись специальным соглашением, заключаемым с кандидатом на вступление. Совет Европы затем контролировал, насколько они выполняют свои обещания. Конечно, подобный контроль касается не только новых стран-участниц Совета Европы, он действует и в отношении старых его членов.
Остановлюсь на отдельных инструментах этого контроля. Существует Европейский суд по правам человека, основанный еще в 1950-е годы. После того, как все страны-участницы согласились с тем, что их граждане могут подавать туда апелляции, объем рассматриваемых Европейским судом дел заметно возрос. Поэтому в 1990-е годы была изменена структура его работы, и если раньше судьи работали по совместительству, то теперь они работают на постоянной основе и разбирают только жалобы и апелляции отдельных граждан по поводу нарушений их прав в соответствующих странах. Имеется также специальная и независимая Европейская комиссия по предотвращению пыток, действующая на основании Европейской конвенции по предотвращению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, которую ратифицировали все страны-участницы Совета Европы. Там представлены люди различных профессий — врачи, работники исправительных заведений, психиатры и так далее. Они инспектируют тюрьмы, лечебницы для душевнобольных, места скопления беженцев, полицейские участки. При проверке какой-либо страны представители комиссии сами отбирают те места, которые желают посетить. После проведения инспекции они вместе с правительством данной страны обсуждают результаты проверок. Как правило, власти соглашаются с выводами комиссии и обязуются исправить выявленные недостатки. Основная цель работы состоит вовсе не в том, чтобы показать, что какое-то правительство работает недостаточно хорошо; главное — добиться положительных изменений непосредственно на конкретных объектах. Должен отметить, что мы достигли значительных успехов именно благодаря проведению подобных инспекционных поездок. Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью также состоит из независимых экспертов. Она изучает ситуацию с расизмом и ксенофобией в различных странах и вырабатывает рекомендации о том, каким образом можно на правовой основе бороться с этими явлениями. Комиссия, например, рассмотрев в конкретной стране какую-то конкретную проблему, законодательное решение которой отсутствует, может рекомендовать воспользоваться опытом тех стран, где подобные проблемы на законодательном уровне уже решены. Наконец, недавно введен пост Верховного комиссара по правам человека Совета Европы, который занимается тем, что пытается привлечь внимание правительств соответствующих стран к актуальным вопросам, связанным с правозащитной деятельностью.
Итак, я перечислил ряд организаций, которые занимаются контролем и наблюдением. Конечно, это можно называть демократическим аудитом в том его широком понимании, когда речь идет о наблюдении за функционированием демократической системы, определении недостатков этой системы и путей их преодоления, но это все весьма конкретные формы контроля. Между тем в Совете Европы есть еще два механизма, которые, на мой взгляд, гораздо ближе к тому, что следует понимать под демократическим аудитом. Это мониторинг со стороны Парламентской ассамблеи и мониторинг со стороны Совета министров. Думаю, небольшой экскурс в историю этих организаций поможет лучше представить их природу и сферу деятельности. Когда в 1949 году был создан Совет Европы, вся власть была отдана министрам иностранных дел стран-участниц, которые, как предполагалось, должны встречаться два раза в год в Страсбурге. Таким образом, хозяевами этой организации были правительства стран-участниц. Затем — впервые в европейской истории — была сформирована организация членов европейских парламентов — консультативная ассамблея парламентариев. Этот новый орган поначалу действительно был чисто консультативным, но с течением времени его авторитет возрос, и в результате он начал оказывать довольно эффективное давление на Совет министров. Тогда было решено переименовать консультативную ассамблею в Парламентскую, к неудовольствию министров, чье влияние таким образом несколько ослабевало. Ко времени приема новых членов Парламентская ассамблея Совета Европы стала уже основным органом, и Совету министров приходилось следовать ее решениям. Думаю, сейчас нельзя утверждать, что какой-то из этих органов находится в более привилегированном положении; они примерно равны по своим полномочиям и авторитету. Но Парламентская ассамблея определяет, например, условия приема в Совет Европы, устанавливая правила мониторинга. У нее есть специальный орган — комитет по мониторингу, который исследует, насколько ситуация не только в новых, но и в старых странах-участницах соответствует основным принципам Совета Европы. Этот комитет регулярно представляет отчеты, проводит обсуждения в Парламентской ассамблее, вырабатывает рекомендации тем странам, где есть определенные недостатки. Подобный механизм существует и в Совете министров, который в 1995 году сформировал собственный комитет по мониторингу. В основном он проводит аудит двух типов. В первом случае избирается некая тема, например, свобода печати или местная демократия, и по этой тематике исследуется ситуация по всей Европе. Обсуждение носит открытый характер, и цель здесь единственная — оказать давление на определенную страну, чтобы там обратили внимание на данную проблему. Это как бы общее давление со стороны Совета Европы. Второй подход связан с каким-то конкретным событием, конкретной проблемой. Скажем, с нарушением прав человека в Чечне. Чечня — «головная боль» и для Совета Европы, и для России в течение многих лет, и Совет министров работает в этом направлении довольно активно. Так же тщательно изучается ситуация в кавказских странах и на Балканах.
Я кратко обрисовал круг тех вопросов, которые затрагиваются или отражаются в результатах аудита. Сейчас, однако, хотел бы остановиться на наиболее важных из них, — на тех, которые в первую очередь являются предметом демократического аудита. Так, оценивая качество демократии, политологи всегда обращают внимание на систему выборов. Вторая важная характеристика качества демократии — соотношение власти большинства с правами меньшинства. Далее следуют вопросы о том, как соблюдается принцип верховенства права, насколько эффективны законодательные органы, может ли гражданин добиться, чтобы его голос был услышан административными органами или судом, соблюдается ли право на апелляцию, есть ли справедливые процедуры, позволяющие все это осуществить и так далее. Следующий вопрос касается того, насколько существующая демократическая система обеспечивает уважение прав граждан. В центре внимания демократического аудита находится также адекватность механизмов управления на политическом и административном уровне. И последнее — это реализация свободы совести, свободы слова. Что касается последнего вопроса, то я должен вспомнить еще об одном механизме наблюдения — Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. ОБСЕ как раз занимается вопросами средств массовой информации, отслеживая ситуацию по всей Европе и вырабатывая рекомендации соответствующим правительствам, если возникает проблема.
Итак, что же такое демократический аудит? Это не нечто окончательно определенное и сформировавшееся, а, скорее, развивающаяся область политологии, причем область, позволяющая сотрудничать многим международным организациям. Конечно, все, что связано с демократией, далеко от абсолютных стандартов, далеко от абсолютных истин. Ценности не всегда четко определены, и это вопрос, требующий дальнейшего обсуждения. Нам предстоит и далее обсуждать, что собой представляет «хорошая» демократия и какими качествами она должна обладать.