Общая тетрадь

вестник школы гражданского просвещения

 
 

Оглавление:

К 25-летию Школы

Семинар

Тема номера

Тема номера

Гражданское общество

Точка зрения

История учит

Горизонты понимания

Горизонты понимания

№ 72 (1-2) 2017

Сообщество, в котором ценится личность

Светлана Шмелева, куратор I-класса Школы гражданского просвещения

В 2017 году к Ассоциации школ политических исследований при Совете Европы присоединилась Академия гражданского просвещения Кыргызстана, став двадцать второй в нашем сообществе.

Мне посчастливилось быть участником одного из ее форумов в Бишкеке, и Кыргызская школа поразила меня своим разнообразием. О популизме — объявленной теме семинара — активно дискутировали депутаты, судьи, адвокаты, правозащитники, чиновники, ученые, преподаватели, студенты, журналисты, блогеры, бизнесмены, художники, гражданские активисты и даже экс-президент республики Роза Отунбаева.

Порой ощущались непростые отношения между участниками горячих дебатов. Однако очевидно, что всех их объединяло стремление отстаивать свою позицию с помощью слова, а не насилия. Дебаты использовались не столько для жесткого спора, сколько как форма обмена взглядами, чтобы узнать и понять друг друга. Встречи разных людей как будто иллюстрировали одну из статей философа Вадима Межуева «На пути к универсальной цивилизации», где он писал: «Возможно, люди так никогда и не придут к единой и общей для всех системе ценностей, то есть к согласию в том, что считать для себя хорошим и плохим, истинным и ложным, прекрасным и уродливым, но важнее любого согласия является стремление отстаивать свою правоту посредством не насилия, а диалога. Универсальная цивилизация, если когданибудь и состоится, будет отличаться от предшествующих ей только одним: возникающие между людьми разногласия и противоречия (которые, конечно, не исчезнут) будут разрешаться в ней посредством не силы, а переговоров, то есть свободной и открытой для всех дискуссии». В статье он настаивал, что диалог есть способ не межвидового, а межиндивидуального общения, поскольку «для вида все другие виды либо не существуют, либо воспринимаются как чуждые и враждебные ему... Дружат не народы, а люди, представляющие разные народы, способные на индивидуальном уровне выходить за рамки своей видовой (племенной или этнической) идентичности, возвышаться до осознания своей принадлежности ко всему роду человеческому».

Именно таких людей, думающих не только о своей, но и об общей судьбе, я встретила в Кыргызстане: бывшего судью Верховного суда Клару Сооронкулову, выступившую в защиту Конституции и против давления президента на судебную власть, Чолпон Джакупову — депутата, сложившую с себя полномочия в знак протеста против изменения основного документа страны и награждённую премиями за заслуги в области прав человека, «Самую смелую женщину» и «Гордость Кыргызстана», Замиру, живущую в высокогорье страны на высоте трех тысяч метров и пасущую яков, или Марата Раимкулова, основавшего творческую мастерскую в Бишкеке, где ставятся спектакли и проходят выставки современных художников. И, конечно же, Эльмиру Ногойбаеву — основателя Кыргызской академии гражданского просвещения, которая и собрала всех нас на форуме.

Меня впечатлила издательская программа Академии. На форуме мы получили первые два номера ее двуязычного журнала: на русском и кыргызском языках. Он называется «С рассветом!», или «Кутман таң!». Напомню мысль из поэтического послания Горация, которая содержит девиз Московской школы: «Чтобы зарезать человека, разбойник встает до света. Так неужели ты не проснешься, чтобы уберечь себя? Стоит ли уподобляться глупцу, ждущему, когда мимо не него протечет вся река, чтобы перейти на другой берег? Не лучше ли немедленно начать упорядочивать свою жизнь, нежели ждать, пока она кончится? Тот, кто начал, сделал уже половину дела. Дерзни мыслить! — Sapere aude!». Кыргызская школа решилась не только на публичную дискуссию, но и на свою издательскую программу, каждый номер ее журнала начинается словами: «Когда человек получает знание, темнота невежества рассеивается и внутренний мир освещается. Сегодня, в информационную эпоху, важно просвещение молодых и активных людей, которые каждый на своем месте могут изменять общество Кыргызстана в лучшую сторону. Глубокое понимание того, как устроено общество, плюс доверие и соединенные усилия молодых гражданских активистов созидают новую реальность — без насилия, но с волей к просвещенному сообществу, в котором ценится личность».

Впервые на кыргызском языке в журнале были опубликованы эссе Иммануила Канта о просвещении (1784) и рефлексия на него Мишеля Фуко «Что такое просвещение?» (1984).

Однако журнал привлекает не только присутствием публикаций зарубежных классиков, но и размышлениями современных авторов Кыргызстана. Мне близки рассуждения Нурбека Токтакунова о «пробуждении» и важной роли в этом прецедента. А разве может оставить равнодушным мудрость великого Омара Хайама, которого цитирует этот автор?

Жизнь источник веселья и скорби рудник,

Жизнь обилие скорби и чистый родник,

Человек, словно в зеркале мир, многолик,

Он ничтожен и он же безмерно велик.

Я вчитывалась в статью Элеоноры Прояевой о просвещении как неизбежности в эпоху перемен. В сознании оставило след эссе Элери Битикчи о знании как власти, мире истинном и иллюзорном, а также «Другом пути» — без насилия и унижения.

Моё внимание привлек Тамерлан Ибраимов своим небезразличием к девятому референдуму (2016 г.) за короткую историю современного Кыргызстана об изменении конституции и его словами об опасности для общества таких референдумов.

И, конечно же, я не могла оторваться от опубликованных в первом номере эссе участников форума на тему «Просветитель в моей жизни»: о маме, дедушке, учителе, профессоре, книге, движении, встрече...

Прочитав их, невозможно было снова не задаться вопросом, когда-то поставленном Кантом: «Живем ли мы теперь в просвещенный век?» — и не согласиться с его же ответом: «Нет, но мы живем в век просвещения».

Я часто думаю, в какой пазл складывается наша Ассоциация людей в разных частях мира, думающих по-разному, но считающих диалог единственной достойной формой для разрешения противоречий?

Возможно, мы призваны стать мостом между Востоком и Западом?

Но можем ли мы остановить раскол обществ, битву человека с человеком, когда линия фронта находится внутри каждого государства? Как побудить людей всерьёз задуматься над вопросом антивоенного манифеста РасселаЭйнштейна (1955): «Изберём ли мы смерть лишь потому, что не можем забыть ссор»? И обратиться как люди к людям, следуя за сторонниками Пагуошского движения: «Помните, что вы принадлежите к роду человеческому и забудьте обо всем остальном»?

Я понимаю, что даже в рамках нашей Ассоциации мы едва ли придем к согласию, что считать плохим и хорошим, красивым или уродливым, но для меня само по себе ценно стремление отстаивать свою позицию с помощью слов. Потому что жизнь одна, жизнь мала, нет времени поступать несвободно, понарошку. И мы либо собираем ее в нечто осмысленное, либо бессмысленно ее тратим. Этими словами Мераб Мамардашвили когда-то пробудил Московскую школу, а затем и все наше движение. И этим бодрствованием оно для меня бесконечно дорого.