Общая тетрадь

вестник школы гражданского просвещения

 
 

Оглавление:

К читателю

Берлинский форум

Тема номера

Вызовы и угрозы

К читателю

Гражданское общество

Горизонты понимания

Невыученные уроки

90 лет Михаилу Горбачеву

Наш анонс

Nota Bene

Номер № 81 (1) 2021

Нежелательные и иностранные


Нежелательные и иностранны

23 декабря 2020 года в лентах новостных агентств появилось такое сообщение: Генеральная прокуратура России признала нежелательной на территории РФ деятельность французской неправительственной организации «Ассоциация школ политических исследований при Совете Европы». В Генпрокуратуре отметили, что деятельность этой НПО представляет угрозу основам конституционного строя и безопасности Российской Федерации.

В апреле 2021 года страсбургская Ассоциация школ политических исследований Совета Европы (АШПИ) подала жалобу в Тверской районный суд Москвы, оспаривая решение Генеральной прокуратуры Российской Федерации включить АШПИ в категорию «нежелательных организаций» в соответствии с российским законодательством, направленным на то, чтобы заставить замолчать несогласных, НПО и правозащитников.

«Это решение является полностью произвольным, так как АШПИ, которая продвигает права человека, демократию и верховенство закона, никогда не может быть угрозой национальной безопасности России. Более того, это решение будет препятствовать сотрудничеству граждан России с Советом Европы, членом которого является Россия», заявил президент ассоциации Нилс Муйжниекс. Последствия этого решения, включая среди прочего запрет на деятельность, блокировку веб-сайта и Twitter-аккаунта АШПИ, являются необоснованными и нарушают права АШПИ, гарантированные статьей 10 (свобода выражения мнения) и статьей 11 (свобода собраний и объединений) Европейской конвенции по правам человека, которую Российская Федерация добровольно обязалась соблюдать, вступая в Совет Европы 25 лет назад. «Это беспрецедентное и неприемлемое решение — первый случай, когда государство-член сознательно пытается помешать своим гражданам сотрудничать с Советом Европы, поскольку любой гражданин России, причастный к АШПИ, может быть привлечен к уголовной ответственности» — добавил президент.

Мы публикуем открытое письмо Лены Немировской и Юрия Сенокосова генеральному прокурору и одно из многочисленных писем поддержки, полученных в эти дни. 

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ГЕНЕРАЛЬНОМУ ПРОКУРОРУ РФ

Мы — основатели одной из школ, входящих в Ассоциацию школ политических исследований при Совете Европы, не согласны с объявлением Ассоциации нежелательной организацией, потому что ее деятельность якобы «представляет угрозу основам конституционного строя и безопасности России».

Первая причина несогласия, скорее, формальная и относится к месту юридической регистрации Ассоциации. Да, это французская организация, но — при Совете Европы, членом которого является с 1996 года Российская Федерация, подписавшая европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод.

Напоминаем об этом, потому что Московская школа была создана в конце 1992 года при поддержке Генерального секретаря Совета Европы Катрин Лалюмьер и была среди тех, кто на правах народной дипломатии лоббировал вступление России в СЕ. И о второй причине несогласия.

После известных событий в Украине и присоединения Россией Крыма российскую делегацию в Парламентской ассамблее Совета Европы лишили права голоса. И это вызвало протесты российских парламентариев и недовольство министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, объяснившего 17 октября 2018 года, почему Москва готова к разрыву с Советом Европы.

Потому что «участие в Совете Европы для России, — заявил он, — важнее, чем участие России в Совете Европы для европейских стран». Совет Европы, по словам министра, совершенно не оправдал ожиданий России, которая вступала туда, «исходя из того, что он обеспечивает общеевропейское универсальное правовое и гуманитарное пространство», а оно оказалось «просто подорвано» противоправным и совершенно сознательным лишением прав российской делегации в ПАСЕ.

Этот словесный дипломатический фокус о причине российского отказа от Совета Европы и объявление два года спустя прокуратурой Ассоциации школ нежелательной организацией заставляют задуматься о путях исторического развития Европы и России.

Первое, что приходит на память в этой связи, — две даты: 26 декабря 1991 года, когда было объявлено о прекращении существования СССР, и 7 февраля 1992 года, когда был подписан Маастрихтский договор, положивший начало Европейскому союзу. Удивительно!.. Страна — победительница в Великой Отечественной войне распадается, а побежденная страна и Франция становятся локомотивом объединения Европы. Почему? Не поделили победу? Да, сталинский Советский Союз решил, что главный победитель он. И эта победа остается главной до сегодняшнего дня. Nota bene 121

И обратим внимание на еще одно событие российской истории — на появление русского централизованного государства, ставшего «духовной скрепой» государства сегодняшнего.

Русское слово «государство» (Господа дар) приобретает правовой статус после венчания Ивана IV (Грозного) на царство в 1547 году. «Русские самодержцы изначала сами владеют своим государством, а не их бояре и вельможи! — писал Иван Грозный в своем послании сбежавшему от его гнева Андрею Курбскому. — А ты этого в своей злобе не смог понять… когда мы сами обладаем властью, данной нам от бога…»

И фактически в это время, в начале XVI века в Европе тоже появляется новое слово. В Средние века существовало понятие верности, подданства. Люди рождались подданными либо папы, либо императора. Фоном же для развития теорий абсолютной монархии принято считать появление итальянского слова «stato» (государство), обозначающего не сословие или «положение» короля, а некоторую абстрактную сущность, воплощение публичной власти.

Историки отмечают, что в распоряжении Макиавелли находилось много других понятий — империя, монархия, автократия, тирания, полис, не говоря уже о восточных — сатрапия, деспотия, султанат и т.п. Но он вводит в оборот нейтральный термин «stato», так как считает, отбросив все сверхъестественное и сакральное, связанное с традиционным представлением о происхождении власти, более важным создание итальянского stato; то есть для обозначения некой новой политической реальности, имеющей отношение к политическим образованиям, которые могут создаваться на «постоянном месте» (statio) — в границах национальной территории.

Это понятие у Макиавелли появляется уже в первом предложении первой главы его «Государя» (1532) во множественном числе — «stati» — и войдет со временем практически во все европейские языки: the state (англ.), der Staat (нем.), l’etat (фр.) и т.д.

«Настоящую демократию и гражданское общество невозможно импортировать», — утверждает В.В. Путин. Разумеется. Но с одной важной оговоркой. Ведь глагол «импортировать» вовсе не исключает при этом свободу экономической и политической конкуренции в самой России и ее участие в мировой политике и экономике. Почему же тогда в стране отсутствует конкуренция и запрещено просвещение.

Едва ли кто-то из первопроходцев бизнеса и политиков в России после перестройки действительно понимал, что такое рыночная экономика и демократия. Иначе власть не оказалась бы в руках организации, которой все позволено.

Фактически с этого «все позволено» и началась в России 1917 года история диктатуры пролетариата — государства, провозгласившего, что необходимо уничтожать классовых врагов, грабить их, шантажировать Nota bene 122 сомневающихся, лгать. А в наши дни, как и в эпоху утверждения царской власти, охраняемой опричниной, когда разошлись пути Европы и России, это повторяется снова.

Любить и быть справедливым, гласит человеческая мудрость, может только тот, кто познал на себе власть силы и перестал угождать ей.

Наша Школа гражданского просвещения не похожа на другие школы. Она не имеет прямого отношения к профессии, которая требует, как известно, специальных знаний и навыков. Однако сегодня, когда в результате пандемии традиционные вопросы зла и добра, свободы и безопасности приобрели глобальный характер, наряду с профессией столь же, если не более, важно обретенное мировоззрение, миропонимание, то есть наше отношение к окружающей действительности и к самим себе.

Школа гражданского просвещения — это место для дискуссий и размышлений о смысле нашей совместной жизни в эпоху интернета и возросшей потребности не только в специальных знаниях.

Девиз Школы: «Все мы разные, но мы — граждане!», то есть не только родители, потребители, болельщики, зрители, чьи потребности и чувства остаются предметом частного интереса.

Способны и готовы ли мы в таком случае не просто хотеть, например, справедливости или добра, но участвовать в созидании общественной справедливости и добра, придавая им статус реального события? Не просто хотеть быть гражданами, а быть ими?

Можно ли ответить на эти вопросы? Человек обычно удовлетворяет свои повседневные желания и знает, как это делать, поскольку делает это руками. Гражданское же общество — нечто нерукотворное. Так как же понять его смысл и необходимость? Только заглянув в себя, через собственное развитие и просвещение. Лишь так можно менять окружающую действительность, когда в ней нет основы для независимой гражданской жизни и совместного существования различных общественных сил и экономических интересов.

Поэтому главную задачу Школы мы видим в просвещении гражданина — свободной и ответственной личности и появлении общества, не считающего государство хозяином или врагом.

Как основатели Школы мы понимаем, что наши выпускники, возвращаясь в регионы, где они живут, не могут не обращать внимание на местные обычаи, не считаться с привычками и стереотипами мышления сограждан. Не говоря уже о существующих государственных органах власти и соответствующих институтах, ведомствах, учреждениях, в которых они хотели бы служить и делать карьеру. Но мы в этой связи не понимаем саму власть, принимающую репрессивные законы против НКО, да, работающих в том числе на деньги зарубежных фондов. Поскольку международные фонды, как частные, так и государственные, создавались после Второй мировой войны для преодоления ее Nota bene 123 разрушительных, страшных последствий и развития общественных инициатив и гражданских некоммерческих организаций. А сегодня в условиях глобального кризиса их помощь не менее необходима, чтобы противостоять новым угрозам — пандемии и изменению климата.

Наблюдая за тем, что происходит сейчас в мире, — за отходом от базовых либеральных ценностей в некоторых демократических странах, за желанием отдельных государств использовать новые технологии для установления тотального контроля над гражданами, за доминированием экономических целей и пренебрежением правами и свободами человека, — мы всё больше убеждаемся в том, что в гражданском просвещении в послекоронавирусное время будет нуждаться не только российское общество, но и мир в целом.

Наша гражданская задача — не надеяться на создание искусственного интеллекта, искусственной головы, а помочь думать живой голове.

26 декабря 2020 года

Основатели Школы гражданского просвещения Лена Немировская, Юрий Сенокосов

ПИСЬМО АНДРЕЯ КАБАНОВА ЛЕНЕ НЕМИРОВСКОЙ И ЮРИЮ СЕНОКОСОВУ

Андрей Кабанов — кандидат исторических наук, правозащитник, выпускник Школы 2012 года. С 2011 по 2013 год — уполномоченный по правам человека в Ивановской области, затем первый заместитель председателя областного правительства. В 2015 году обвинен в получении взятки (ст. 290 УК РФ). Вину не признал.

В адрес следственного управления были сделаны обращения и поручительства в его защиту из 25 регионов России: от уполномоченных по правам человека, ученых, правозащитников, гражданских и духовных лидеров, активистов, журналистов, общественных организаций. 20 апреля 2017 года приговорен Ленинским районным судом города Иваново к восьми с половиной годам лишения свободы в колонии строгого режима и штрафу в размере 30 миллионов рублей, с лишением права занимать должности в органах государственной власти и местного самоуправления. О несогласии с приговором в суд апелляционной инстанции поступило более 700 обращений граждан. 

Комиссия по прецедентным делам Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) совместно с Независимым экспертно-правовым советом подготовили заключение по материалам этого дела. В нем содержится вывод о том, что «осуждение А.Ю. Кабанова не соответствует юридическому смыслу норм», а преступление не доказано. В приобщении этого заключения к материалам дела судом было отказано.

Андрей Кабанов отбывает наказание в исправительной колонии № 5, в городе Кохма (Ивановская обл.). Конец срока — 23 июля 2022 года.

Здравствуйте, дорогие мои Елена Михайловна и Юрий Петрович!

Давно собирался вам написать, да как-то все повода не было. Теперь есть. На днях узнал, что Ассоциация школ политических исследований при Совете Европы объявлена иностранным агентом! В этой связи вспомнились почему-то кадры из фильма «Холодное лето пятьдесят третьего», в которых Копалыч в исполнении Анатолия Папанова, знакомясь с героем Приемыхова, представляется: «Такой-то, такой-то, английский шпион!» Ничего не поделаешь, во все времена просвещение выступало антиподом мракобесия. Мракобесы понимают опасность просвещения и считают просветительскую деятельность крайне опасной. Хорошо уже то, что просветителей теперь не выводят на костер, как Яна Гуса, Джордано Бруно и Мигеля Сервета.

Как известно, история повторяется дважды. Сначала в форме трагедии, потом — фарса. Нам приходится нынче участвовать в фарсе, в мире опереточных ценностей и гротескных идей. Складывается устойчивое убеждение, что устроители современной России забыли (а может быть, и не знали о нем) тот исторический опыт, который накоплен человечеством.

Говорят, мы потомки и исторические наследники Византии. Но ведь Византия погибла. И погибла как раз от того, что губит и современную Россию. В Византии были подданные, но не было граждан. Безусловно, рабами легче управлять, но сделать их патриотами невозможно! Именно поэтому Византия была мертва задолго до завоевания ее столицы крестоносцами, а потом османами. Формально она была наследницей великой римской цивилизации. Но форма — ничто, если не наполнить ее современным содержанием. Ее можно лишь какое-то время эксплуатировать, не более того. Элита Византии погрязла в интригах, гедонизме, лицемерии, коррупции. Наука, искусство, экономика, общественная жизнь стремительно деградировали.

Какого-то прогресса удалось добиться только в военной сфере — был изобретен «греческий огонь», который был самым страшным оружием до появления пушек и мушкетов. И это на несколько столетий позволило продлить агонию Византии, не более того!

Еще более гротескным выглядит наметившееся прославление всевозможных тиранов. От Ивана Грозного и Петра Первого до Сталина и Дзержинского. Им ставят памятники, про них снимают фильмы, их именами называют улицы. И многострадальная русская православная церковь ничего не имеет против прославления этих богоборцев. Не думаю, что это легко ей дается. Но нет ныне в ее рядах ни Филиппа Колычева, ни Гермогена, ни Тихона Белавина, ни Александра Меня.

История учит нас, что «изоляционизм», культивируемый у нас, также не приведет ни к чему хорошему. Подобные эксперименты привели в Японии к революции Мэйдзи, бесславно завершились в Китае опыты «Большого скачка» и Великой культурной революции. Все это уже было. И человечество заплатило за этот опыт своей кровью. Поэтому вызывает удивление, с какой легкостью наш народ, на долю которого только в XX веке выпали такие чудовищные испытания, расстается со столь трудно добытыми завоеваниями. Как можно позволить манипулировать собой, проглотить все эти пенсионные реформы и конституционные «обнуления». А ведь народ наш поголовно грамотный, в большинстве своем имеющий высшее образование. Но как оказалось, наличие знаний само по себе не служит какой-либо панацеей. Необходимо синтезировать эти знания в мысли, действия. Нужно научиться мыслить мысли, мечтать мечты, желать желания! То есть нужно уметь жить жизнь!

]Я пришел в Школу уже взрослым человеком, с определенными жизненными багажом и опытом, с устоявшимися политическими взглядами и ценностями. Но только вам и Школе я обязан тем, что стал гражданином. И дело не только в том, что благодаря вам удалось пообщаться с выдающимися умами современности. И не в том, что наши семинары существенно расширили мои горизонты познания. И даже не в том, что вы подарили радость общения с единомышленниками и способствовали появлению у меня верных и горячо любимых друзей. Важнейшим стало то, что я стал мыслить иначе, чем прежде. Это не созерцательно-познавательное мышление ученого, не прагматическое мышление чиновника. Это ответственное мышление гражданина.

Дорогие Лена и Юра! Вы сделали из меня гражданина! И за это вам сердечная благодарность и низкий поклон! И я такой не один.

Да, времена сейчас нелегкие. Но всегда с нами остаются высшие человеческие ценности — дружба, взаимопонимание, гуманизм, честь и достоинство. Те, кто от них отказывается, могут быть физически здоровы, но они при жизни мертвы. Жаль, что среди них оказались такие люди, как Павел Крашенников, Элла Памфилова, некоторые ученики Школы. Но это их выбор! И возможностью сделать свой выбор я тоже обязан Школе! И свой выбор мы, ваши ученики, пронесем сквозь тюрьмы, гонения, преследования, через все это мракобесие! Давайте не будем падать духом! Как говорится, духом не падешь, силой взять не смогут!

И не стоит огорчаться по поводу того, что кто-то из выпускников Школы избрал иной путь. Хорошо уже то, что у них была альтернатива и возможность выбора. Думаю, все мы помним, что у Христа было всего 12 учеников, да и то все разные.

Вы посеяли семена разума, которые не пропадут. И поверьте, что многие очернители вашего великого дела прозреют! Как прозрел Савл, ставший великим апостолом Павлом!

Для нас, ваших учеников, вы — великий пример служения, порядочности и нравственности! Прошу вас не терять присутствия духа, не опускать руки и продолжать свою великую миссию!

С любовью, признательностью и уважением, ваш ученик, выпускник 2012 года Андрей Кабанов 2 января 2021 года