Общая тетрадь

вестник школы гражданского просвещения

 
 

Оглавление:

К читателю

Семинар

Тема номера

Идеи

Выборы

Местное самоуправление

Право и религия

Гражданское общество

Точка зрения

Горизонты понимания

Наш анонс

Наш анонс

Nota bene

№ 1 (58) 2012

Концепция и модели гражданского образования в регионах России*

Александр Согомонов, академический директор Центра социологического и политологического образования РАН

Гражданское образование — сравнительно новое словосочетание и новая реальность для России. Нам все еще привычнее говорить о воспитании гражданина, а это значит — о формировании личности ребенка по нашему «взрослому» усмотрению. Гражданское же просвещение и образование в условиях демократии предполагает прежде всего партнерский диалог и равноправное сотрудничество всех сторон, заинтересованных в образовательном процессе, включая самих обучающихся. Но так ли много у нас действительно заинтересованных в этом участников? Готовы ли мы к кардинальной смене концепции гражданского образования? И главное, какую концепцию мы можем предложить в наших различных по культуре и традициям городах и регионах России?

Этим и другим общим и более частным вопросам гражданского образования был посвящен круглый стол, организованный Московской школой политических исследований в партнерстве с Педагогическим институтом Южного федерального университета (ПИ ЮФО), Управлением образования г. Ростова-на-Дону и региональным сообществом выпускников МШПИ в лице Г. Денисовой и Л. Клименко. Этим круглым столом Школа открывает серию региональных встреч с теми, кому небезразлична судьба гражданского образования в нашей стране и кто хотел бы обсудить его содержание и методы в кругу единомышленников. Первая встреча показала, что как раз единомыслия среди ее участников не было. И это хорошо! Ведь гражданское образование не может быть введено государством или кем-то еще по единым стандартам. Университетские интеллектуалы видят его по-своему, организаторы и чиновники от образования на свой лад, педагоги и директора школ, даже если они из одного учебного заведения, тоже могут сильно различаться в его трактовках, не говоря уже о представителях НКО. Но круглый стол оправдал наши ожидания.

То, что предлагается читателю, представляет собой выжимку из разных выступлений участников, переработанных авторами в письменные тексты. В них очень любопытно и рельефно представлены несколько логик интерпретации гражданского образования, демонстрирующих, как его смыслы, ценности и воплощение видятся университетским философам и социологам, теоретикам и практикам педагогического процесса, администраторам и чиновникам, учителям и гражданским активистам. Между ними нет непреодолимых преград, но языковые и содержательные мосты предстоит еще долго строить.